«Креативная экономика „продаёт“ всю остальную экономику». IV Всемирная конференция по креативной экономике проходит в Ташкенте

5

IV Всемирная конференция по креативной экономике, проходящая в Ташкенте, собрала более 2000 участников из 80 стран. «Креативная экономика — это важный сектор, который „продаёт“ всю остальную экономику», — считает директор Центра развития креативной экономики России Екатерина Черкес-заде.

5

Ташкент со 2 по 4 октября принимает IV Всемирную конференцию по креативной экономике (World Conference on Creative Economy), тема которой в этом году — «Инклюзивная креативность: Изменившаяся реальность». Местом встречи более 2000 участников из 80 стран стал выставочный комплекс CAEx Uzbekistan.

креативная экономика, фонд развития культуры и искусства узбекистана

Среди гостей события — представители Всемирной организации интеллектуальной собственности, Шанхайской организации сотрудничества и других международных организаций, Ведомства музеев Катара, фонда Ага Хана, галереи Уффици, музея Соломона Гуггенхайма и других ведущих культурных институций, а также бывшая супермодель Наоми Кэмпбелл, автор книги «Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги» Джон Хокинс, архитектор и исследователь Карло Ратти, который будет куратором 19-й Венецианской архитектурной биеннале в 2025 году.

Наоми Кэмпбелл. Здесь и далее фото Фонда развития культуры и искусства Узбекистана.Наоми Кэмпбелл. Здесь и далее фото Фонда развития культуры и искусства Узбекистана.

Церемонию открытия посетили премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов, помощник президента Саида Мирзиёева, глава Сената Танзила Нарбаева, шейха Аль-Маясса бинт Хамад бин Халифа Аль-Тани (Катар), генеральный секретарь UNCTAD (Конференция ООН по торговле и развитию) Ребекка Гринспен и другие.

креативная экономика, фонд развития культуры и искусства узбекистана

Конференцию WCCE как международную платформу, которая объединяет креаторов, предпринимателей и власти для диалога, решения проблем и поиска возможностей для развития глобальной креативной экономики, инициировали и впервые провели в Индонезии в 2018 году. Её тему — «Инклюзивная креативность» — в 2021-м поддержали и развили в Дубае, принимавшем форум, а через два года — на индонезийском острове Бали. Там право на проведение конференции было официально передано Узбекистану.

Ответственность за организацию IV Всемирной конференции по креативной экономике в Ташкенте легла на Фонд развития культуры и искусства Узбекистана. Партнёрами стали Министерство туризма и креативной экономики Индонезии, UNCTAD и Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO). Договорённости о сотрудничестве достигнуты в 2022—2023 годах в ходе встреч на представительском уровне.

Шейха Аль-Маясса бинт Хамад бин Халифа Аль-Тани. Шейха Аль-Маясса бинт Хамад бин Халифа Аль-Тани.

Тема конференции «Инклюзивная креативность: Изменившаяся реальность» предлагает участникам сфокусироваться на обсуждении социальных и экономических проблем, которые возникают в связи со стремительным развитием технологий и внедрением искусственного интеллекта.

Ведущая роль в программе конференции отводится пленарным заседаниям и панельным дискуссиям. Их участники — узбекистанские и зарубежные эксперты, представители креативного бизнеса и творческих индустрий — рассуждают, какими должны быть города будущего, в которых приятно жить и созидать; как привлекать инвестиции в креативные индустрии и быть с проблемами соблюдения прав интеллектуальной собственности в эпоху искусственного интеллекта — спектр тем довольно разнообразен. Прямые трансляции сессий и их записи доступны в Youtube-канале фонда.

креативная экономика, фонд развития культуры и искусства узбекистана

«Креативная экономика — это чрезвычайно важный сектор, который „продаёт“ всю остальную экономику. Мы воспринимаем любую страну через гастрономию, моду, музыку, кино. Исходя из наших представлений о стране, мы принимаем решение поехать туда учиться, отдыхать, делать бизнес или инвестировать. Это то, что называется „мягкой силой“», — говорит директор Центра развития креативной экономики Екатерина Черкес-заде (Россия).

Эксперт по креативной экономике приехала в Ташкент в составе делегации Агентства стратегических инициатив (АСИ). На полях конференции в её заключительный день организация проведёт первую встречу Клуба продюсеров АСИ с коллегами из Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана.

«Креативные индустрии не могут жить в вакууме. Нам интересно, что наши страны могут делать вместе, как инвестировать в совместные продукты, какой может быть дистрибуция», — говорит Екатерина Черкес-заде.

креативная экономика, фонд развития культуры и искусства узбекистана

В пространстве CreatiVillage, которое работает по принципу специализированных выставок, можно ознакомиться с проектами и услугами государственных организаций и частных компаний Узбекистана и стран-участниц конференции.

Делегация Казахстана представляет на своём стенде, организованном Creative Innovation Institute при поддержке Центра развития креативных индустрий Almaty Creative, будущий Almaty Museum of Arts — первый в Центральной Азии частный музей современного искусства, который откроется весной 2025 года в центре Алматы. Его основатель — коллекционер и меценат Нурлан Смагулов.

Фото: Эрнест Куртвелиев.Фото: Эрнест Куртвелиев.

Здание музея спроектировало известное британское архитектурное бюро Chapman Taylor совместно с международной консалтинговой компанией по музейному планированию Lord Cultural Resources, которая занималась проектами музеев современного искусства в Сан-Франциско, Гуггенхайма в Бильбао, исламского искусства Катара в Дохе, Центра Помпиду в Париже. Общая площадь музея — 8 900 кв. м, из них 3 600 кв. м занимает выставочная.

Коллекция музея, по словам хранителя музейной коллекции Екатерины Нюгай, насчитывает свыше 1000 предметов искусства, из них 800−900 — авторства казахстанских художников. Музей также приобретает работы современных художников мирового уровня: Яёи Кусамы, Билла Виолы, Ансельма Кифера, Ричарда Серры.

«Для казахстанцев и в целом Центральной Азии это большой и очень важный проект. Мы хотим добиться „эффекта Бильбао“ — чтобы музей в Алматы стал точкой притяжения жителей, туристов, специалистов, разбирающихся в искусстве. Готовим множество публичных и образовательных программ, которые будут доступны для всех», — рассказала Екатерина Нюгай.

Фото: Эрнест Куртвелиев.Фото: Эрнест Куртвелиев.

По её словам, участие в ташкентской конференции может благоприятно повлиять на будущие коммуникации музея: «Мы познакомились с большим количеством представителей из арт-индустрии. Здесь много людей, которые уже работают с музеями и помогают с продвижением, совершенствуют их. Мы обменялись контактами со специалистами, с которыми, возможно, будем сотрудничать».

Напомним, в преддверии конференции, 30 сентября, Сенат Олий Мажлиса Узбекистана одобрил закон «О креативной экономике».

По итогам WCCE должны быть разработаны проекты Концепции развития креативной экономики в Узбекистане до 2030 года и Государственной программы по её реализации в 2025—2026 годах.

Источник: https://www.gazeta.uz/ru/2024/10/03/wcce/

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter