Специальный репортаж: Китайский театр теней — древняя традиция в современном мире

4

Древний город Сиань — исторический калейдоскоп. Это отправная точка Великого Шелкового пути и важный узел инициативы «Пояс и путь» в новую эпоху. Здесь можно не только насладиться величественными пейзажами, прикоснуться к древней городской стене и услышать шепот истории, но и увидеть головокружительные современные небоскребы, и окунуться в оживленную жизнь мегаполиса.

Театр теней провинции Шэньси — традиционное нематериальное культурное наследие Китая с многовековой историей. Он вобрал в себя современные элементы, что только придало ему больше колорита и принесло новых поклонников.

28 сентября, Сиань, Китай. Ван Хайянь показывает фигурку Гуань Юя. /Фото: Синьхуа/

ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕГО ИСКУССТВА

В дождливый день мы встретились с мастером Ван Хайянь в ее студии. Наследница «Театра теней семьи Ван» в 4-м поколении рассказала о неразрывной связи своей семьи с театром теней и Сианем. Ее отец Ван Тяньвэнь приехал сюда в возрасте одиннадцати лет и научился делать фигурки для театра теней. После десятилетий упорного труда он стал продолжателем искусства «Театра теней семьи Ван» и сделал его известным брендом в регионе и по всему Китаю.

Под влиянием отца Ван Хайянь с детства увлекалась созданием фигурок для театра теней. Она долго упрашивала отца, и он наконец согласился ее обучить. Вырезание фигурок требует большой силы, поэтому Ван Хайянь пришлось непросто. Она упорно училась, привязывая кирпичи к запястьям, и в итоге преодолела трудности и стала достойной наследницей «Театра теней семьи Ван».

Дан Фэйхуа, сын Ван Хайянь, с детства наблюдал за тем, как дед и мать делают фигурки, а когда поступил в университет, стал сам этому учиться. Теперь он — наследник «Театра теней семьи Ван» в 5-м поколении.

Ван Хайянь рассказала, что «Театр теней семьи Ван» использует традиционный для Шэньси 24-этапный процесс изготовления фигурок и классическую технику «поворачивания кожи и вырезания ножом», а также применяет своеобразный «метод фаски», чтобы сделать фигурку более гладкой. При раскрашивании они используют пять традиционных цветов. Мастера применяют метод плоского раскрашивания и растушевку, чтобы уменьшить насыщенность цветов и создать больше вариаций.

15 октября, Пекин. Дан Фэйхуа показывает фигурку Зуву. /Фото: Синьхуа/

ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Театр теней передается из поколения в поколение уже более 2000 лет, а сочетание с современными трендами придает ему новых жизненных сил, отметила Ван Хайянь.

В последние годы «Театр теней семьи Ван» сотрудничает с компаниями из разных сфер, включая производство предметов роскоши и онлайн-игры, используя инновационные техники для интерпретации образов и концепций брендов. Мастера успешно повышают узнаваемость как брендов, так и своего театра.

Только сочетая театр теней с популярным контентом, который нравится людям, можно получить новую аудиторию, уверен Дан Фэйхуа. Он завел аккаунты в соцсетях, чтобы показать, что тени могут быть модными и крутыми, а у традиционной китайской культуры есть разнообразные интерпретации. Молодой мастер публикует видео, в которых фигурки танцуют под поп-музыку, а также показывает теневые варианты популярных героев видеоигр, аниме, кино и телесериалов, набирая множество лайков.

За виртуальным миром Дан Фэйхуа не забывает и реальный. Он соединяет театр теней с другими традициями нематериального наследия и коммерциализирует свой продукт, внедряя повсюду культурный опыт и придавая социальному пространству большую культурную глубину.

Источник: https://russian.news.cn/20241101/41a93aa324544998a0d23ec3581f1c2d/c.html

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter