Знакомясь с многовековой историей самого южного города Узбекистана — Термеза, невольно отмечаешь в ней наличие двух главных вех: — буддийской и исламской. Каждая из них представлена уникальными памятниками старины, дошедшими до нас сквозь века, войны и природные катаклизмы.
Знакомясь с многовековой историей самого южного города Узбекистана — Термеза, невольно отмечаешь в ней наличие двух главных вех: — буддийской и исламской. Каждая из них представлена уникальными памятниками старины, дошедшими до нас сквозь века, войны и природные катаклизмы.
История «встречает» туристов с первых же километров. На обочине широкой автотрассы, то тут, то там можно увидеть интересные сооружения многовековой давности, нередки также руины древних строений, которые, увы, не сохранились до наших дней.
К северо-востоку от крепостных стен кушанского города на городище Старый Термез, на обочине дороги, ведущей к современному Термезу, среди полей возвышается один из таких объектов — глиняная башня «Зурмала».
Как писала академик Г.А.Пугаченкова в книге «Термез, Шахрисабз. Хива», изданной в 1976 году, и давно ставшей библиографической редкостью, эта ступа имела грандиозные размеры – 14.5 м . в диаметре, возвышалась на 16 м ., была облицована жженым кирпичом, окрашенным в красный цвет и увенчана «зонтиками почета», символизировавшими небесные сферы.
Датируемая расцветом эпохи Кушанского царства, эта башня считается одной из уникальных археологических достопримечательностей старого Термеза. Она сложена из сырцового квадратного кирпича кушанского времени – первых веков нашей эры.
Детальное обследование сооружения подтвердило, что это — культовое буддистское строение, именуемое «ступой» и считающееся одним из самых главных буддийских символов.
Слово «ступа» на санскрите означает «макушка, куча земли, камней, земляной холм». «Ступа» представляет собой сложенную из кирпича и камня полусферу, символизирующую по канонам буддизма, смерть Будды и его захоронение.
Еще одно важное предназначение «ступы» состоит в том, что она использовалась как хранилище буддийских реликвий (священных текстов, статуэток и т.п.), в том числе и частиц мощей Будды, к примеру, — его волос, зуба или фрагмент кости.
Ступы — это монументы, способствующие сохранению мира во всем мире. Эти архитектурные сооружения в совершенной форме выражают чистую природу ума, Просветление. Их строили в Азии тысячелетия назад. Считается, что с тех пор они оказывают позитивное влияние на силовое поле всей вселенной.
Вообще, говорят, что духовное влияние ступы столь велико, что те, кто её почитают, кто принимают участие в строительстве, а также те, кто живут поблизости от неё, воспринимают её позитивное воздействие как источник мира, счастья и благополучия.
А недалеко от этого памятника старины расположен другой — единственный в своём роде замок «Кирк-киз». Он относится к архитектурным памятникам исламского периода и представляет собой величественное квадратное здание из сырцового кирпича (54×54м) с мощными башнями по углам.
По мнению средневековых летописцев «Кирк-Киз» мог быть родовым замком предков основателя династии Саманидов (I X -X вв.).
Хотя, в ходе его археологических раскопок были получены керамические материалы, свидетельствующие о его возможно более позднем — на несколько веков – XIV — XV вв. сооружении, использовании и обживании.
Об этом памятнике сложено множество легенд, в основном связанных с именем Гуль-айим — правительницей народа, проживавшего в замке и его окрестностях. Согласно одной из них, женщины, проживавшие в крепости «Кирк-Киз», внесли в свое время огромный вклад в развитие культуры и науки.
Их имена даже связывают с научными открытиями, которые упомянуты в произведении «Илм ун-нужум» ученого Ахмада Устурлобий ас-Сагоний ат-Термизий (VIII-IX вв.).
А еще эти женщины были преданными патриотами своей земли, смело отражавшими вражеские нападения.
В те далекие времена, для защиты города от набегов кочевников, наряду с воинами-мужчинами сражались и женщины. Они сплачивались в отряды по сорок человек, во главе которого обычно стояла смелая, знающая тактику боя опытная воительница. Девушки в таких отрядах отлично владели оружием, разбирались в технике боя, разведке и караульной службе. Если одна из них выходила замуж, на ее место брали другую.
Один из таких непобедимых женских отрядов, возглавляемых прекрасной Гуль-айим, царицей, владеющей многими науками и языками, обосновался в замке «Кирк-Киз».
Однажды на ее владения напали чужеземные племена, которые из-за неравенства сил одолели в битве ее войско. Многие из воинов сложили головы на поле брани, оставшихся в живых завоеватели взяли в плен. Собрала тогда предводительница новое войско, состоявшее из сорока подруг, таких же смелых и красивых, как она. Надев боевые кольчуги и вооружившись мечами, термезские амазонки ринулись в бой на резвых конях. Им удалось отразить вражеский напор, но ненадолго. Из-за неравенства сил отряд стал терпеть поражение от многочисленных вражеских войск, и тогда, по приказу Гуль-айим, девушки укрылись от погони в неприступном замке.
И, как свидетельствует сказание, в момент, когда разъяренные враги начали рушить замок, все девушки обратились в голубей и выпорхнули из замка, который народ прозвал в их честь «Кирк-Киз» («Сорок девушек»).
Такая вот прекрасная легенда сложена о дворце, расположенном в нескольких километрах к северо-востоку от городища старый Термез.
Зодчие, возводившие это удивительное сооружение, были искусными мастерами — новаторами своего времени.
Хитроумная система, напоминающая парус, прочно поддерживает тяжеловесные своды, а многокупольный зал стал прекрасным образцом наследования более старинных архитектурных традиций V I -VIII веков.
В дальнейшем, благодаря удобному расположению на одном из торговых путей, здание стало применяться как ханака (в современной интерпретации — гостевая резиденция, гостиница).
Купцы и странники могли получить здесь приют, защититься от непогоды и нападения разбойников, удобно разместив товары и вьючных животных.
И таких памятников старины на территории старого Термеза очень много.
Несмотря на то, что они представляют огромный научный и эстетический интерес, доступ к ним зарубежных ученых и туристов был в значительной степени ограничен.
С обретением независимости Узбекистана отношение к ним в корне поменялось. В Сурхандарье, как и по всей стране, была развернута масштабная работа по поиску, и изучению объектов культурно-исторического наследия.
В результате исследований, проведенных учеными, в регионе взяты на учет и под охрану государства сотни археологических, исторических и архитектурных памятников.
Обрел новую жизнь и старый Термез, в истории которого начата эпоха научных открытий, нравственно-духовных и культурных достижений мирового значения.
Каждый год сюда стекаются группы археологов, историков, этнографов и других специалистов из Японии, Германии, Франции, России и других государств, чтобы продолжить раскопки и научные работы на древних памятниках культуры Сурхандарьи, повествующих о богатой истории края.
Это — одна из благоприятных возможностей, предоставленных как национальной, так и мировой науке благодаря независимости Узбекистана, стране, где бережное отношение к прошлому и изучение исторического наследия предков возведена в ранг государственной политики.
Туристы, приезжающие сюда в надежде узнать что-то новое из истории, пополняют багаж своих знаний об истории развития мировой цивилизации, взаимоотношений Востока и Запада, истоках возникновения мировых религий.
Наряду с этим у них есть отличная возможность для изучения местных традиций и обрядов, бережно сохраняемых жителями края. Края, где в бесценных памятниках старины отражается уважение к памяти предков и проявляется дух преемственности поколений.
С.Курбанов
24.12.2012