СЕКРЕТЫ ЧУСТСКОЙ «ДУППИ»

image004

Рука берет иглу с белой нитью и фиксирует ее на черной ткани. За этим стежком происходит чудо — выпуклые завитки, точки, линии в совершенно фантастическом ритме начинают кружиться в вечном танце. И вот уже готова рукотворная вещь. Тюбетейка, развернутая, как залитый солнцем простор: здесь любая деталь, найденная пристальным взором, стремительно врывается в сознание и замирает. И ты буквально чувствуешь композиционную логичность каждого фрагмента, где на одном только завитке можно изучать законы визуальной композиции. В орнаменте национальной тюбетейки невероятная гармония. На первый взгляд все предельно просто, но именно эта открытость вызывает невообразимый интерес и несказанный восторг. Черный купол оттеняет макушку головы. На нем четыре завитка: миндаль или перец, или крыло птицы… В них чустские мастерицы вкладывают всю свою доброту и душевное тепло.

Экскурс в историю

Этот традиционный головной убор среднеазиатских народов наряду с сохранением общих черт всегда отличался индивидуальным почерком соз­дававших его мастеров. История тюбетейки уходит в глубь веков. Как отмечает кандидат искусствоведческих наук И. Богословская, высокие художественные достоинства тюбетейки и орнаментальные образы вышивок доказывают длительный путь развития этой разновидности народного творчества. Косвенное подт­верждение существования головных уборов, напоминающих тюбетейки, еще в глубокой древности можно найти в скульптуре, настенной живописи, терракотовых статуэтках в восточной миниа­тюре XV-XVI веков.

Тюбетейки Узбекистана подразделяются на несколько групп: ташкентская, ферган­ская, самаркандская, бухар­ская, кашкадарьинско-сурхандарьинская, хорезмско-каракалпакская, а также несколько типов: мужские, женские, дет­ские и тюбетейки для стариков. Женщины пожилого возраста тюбетейки уже не носили.

Кульминационным моментом в развитии выделки тюбетейки как разновидности искусства национального костюма стал конец XIX — середина XX веков, когда тюбетейка начинает нести в себе прежде всего художественно-эстетическую функцию. До XX века форма, колорит и орнаментация тюбетейки были специфичны для каждой этнической группы — в каждом районе сложился свой стиль, имелись отдельные орнаментальные мотивы. В это же время под влиянием экономических, социальных и культурных изменений в жизни народов Центральной Азии стиль тюбетеек начал меняться — мастера стали использовать новые ткани, цветные нитки и искусственные красители. В это же время постепенно начинает меняться и форма головного убора. Если изначально он был конусообразным, то начиная с 20-х годов прошлого века форма становится более разнообразной: островерхая, полусферическая, круглая, четырехгранная. Еще в начале прошлого века шили и вышивали тюбетейки исключительно мужчины, однако позже это ремесло перешло в руки женщин.

Сокровищница национального ремесла

Наиболее распространенный в Узбекистане национальный головной убор мужчин — тюбетейки «дуппи», которые шьют в Ферганской долине в местечке Чуст Наманганской области. Чустскую тюбетейку отличает высота — она почти в два раза выше тюбетеек, изготавливаемых в соседнем Андижане. Существенно разнятся вышитые сверху и по бокам узоры. Ремесленницы из Чуста с давних времен соз­дают уникальные головные уборы, делая каждый стежок исключительно вручную под песни и приговорки.

«Вышивка на тюбетейке — это не просто красивое украшение, это доброе напутствие для будущего хозяина», — уверены мастерицы из махалли «Боги-эром» Чустского района. Здесь этому придают колоссальное значение. Например, узоры, вышитые на тюбетейке белой нитью, сулят богатство, берегут от злого глаза, сбивают с пути врагов. Издревле эта земля славилась искусными мастерицами по вышивке «дуппи». И сегодня чуст­ские девушки — выпускницы колледжей — успешно осваивают это ремесло, создавая поистине шедевры национального прикладного искусства.

Все это только доказывает то, что в тюбетейке можно проследить не только сакральные верования древних народов, но также и быт, культуру, традиции современного Узбекистана. Поэтому она стала настолько личной и особенной вещью, что дарят ее только самым близким людям или дорогим гостям. Большое значение чуст­ские мастерицы придают материалу, из которого делают головной убор. Часто при вышивке они используют только шелковые нити. Основание тюбетейки может быть разнообразным — верблюжья шерсть, вельвет, бархат, сатин. Главное — соблюдать технологию и выбрать натуральную и хорошо вентилируемую ткань.

Изготовление «дуппи» — от закройки до прессовки происходит в несколько этапов. Опытные мастерицы собирают вокруг себя юных рукодельниц, каждая из которых выполняет свою часть работы. Одна вы­краивает нужные детали, другая вышивает верхний узор, третья тем временем готовит плотную основу, а четвертая уже взялась за пошив цельной тюбетейки из составных частей. На самом послед­нем этапе подключаются мужчины, которые придают «дуппи» традиционную форму путем прессования.

— Каждая, даже не самая опытная мастерица изготавливает примерно одну тюбетейку в неделю, — рассказывает Фотима Абдуллаева. — Работа кипит полным ходом, девушки должны выполнить крупный заказ. Чустские тюбетейки пользуются большим спросом не только в Ферганской долине, но и по всей стране. Также дважды в неделю «дуппи» выставляют на продажу на местном базаре. Ремесленники в любом случае в плюсе, так как доход от продажи солидный, а изготовление тюбетеек признано видом народного промысла и налогами не облагается.

Смотреть на процесс изготовления национальных тюбетеек — одно удовольствие. Это нечто невероятное, когда из обычного лоскута темной ткани и нескольких катушек белых ниток получается настоящий шедевр прикладного искусства. У чустских мастериц работа всегда спорится. А все потому, что они часто собираются вмес­те и работают над новыми моделями тюбетеек. С хорошим настроением, весело общаясь друг с другом, девушки быстро постигают секреты мастерства.

Вот заканчивает вышивку узора Икбола Умарова. За последние несколько лет девушка набралась достаточного опыта и сноровки, а теперь поддерживает начинающих рукодельниц.

— Изготовлением тюбетеек занимаюсь с восьмого класса, — говорит Икбола. — Из разряда хобби это ремесло переросло уже в серьезную работу, которая приносит неплохой доход. В этом ремесле нахожу успокоение, радость и искреннюю гордость за народное искусство нашей Родины. А самое главное, сделаю все, чтобы мои дети переняли искусство вышивки «дуппи» и продолжили развивать национальные традиции нашего народа.

Все основные черты чуст­ских тюбетеек и их разновидности «тус дуппи» найдены и обработаны многими поколениями мастериц. В орнаменте чуст­ской тюбетейки встречаются мелкие изящные элементы в виде кружочков, капелек, веточек, образующих в соединении с основным узором «бодом» (миндаль) тонкое кружевное обрамление. В изгибах «калампир» (перец) выделяются вышитые изображения головы барана, круглой розетки с перекрестием «колеса жизни». Красота формы, ее графичность, пропорциональность мотивов «бодом» и «калампир», соотнесенных по цветовому решению с фоном, позволяют отнести чуст­ские тюбетейки к классическим произведениям этого прикладного искусства. Каждая мастерица Чуста знает наизусть орнаментальные мотивы тюбетеек, но при этом она всячески обогащает свои узоры, фантазирует, придумывает неч­то свое: в результате получается шедевр, который пользуется большим спросом как на местном рынке, так и у иностранных туристов.

Символ чести

«Ум, честь и совесть мужчины заключается в его тюбетейке», — гласит народная мудрость. Неудивительно, что прогуливаясь по восточному базару любого города Ферганской долины, можно наблюдать, что почти каждый мужчина носит на голове тюбетейку, вышитую мастерицами Чуста.

— «Дуппи» — очень удобный головной убор, с которым я не расстаюсь уже долгие годы, — говорит пенсионер из Намангана Бахромжон Алиев. — «Дуппи» защищает от солнечных лучей летом и хранит от холода зимой. Как говорится в народе, если мужчина носит тюбетейку, то на него и смотреть приятно.

Снизу тюбетейку обрамляет черная шелковая тесьма, поверх которой вокруг головного убора вышиты волнистые узоры. Каждый из них символизирует собой один из зубцов короны. Всего таких узоров шестнадцать — по четыре с каждой стороны. А значит, каждый обладатель «дуппи» носит на голове подобие королевской короны.

13.05.2016

Источник: http://jahonnews.uz/ru/kultura/113/20302/

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter