Раскрывая тысячелетнюю историю Шелкового пути, Китай и Узбекистан вместе создают новый путь для обменов

Археолог Ван Цзяньсинь из Северо-Западного университета Китая возглавил группу археологов, которая занималась изучением большого захоронения представителей древнего племени юэчжи на окраине Самарканда во второй половине июня. Чтобы лучше сохранить гробницы, археологи окружили место раскопок постройкой из досок, а внутри постройки установили записывающие и измерительные приборы, в ожидании, пока памятники древней культуры будут извлечены из земли.

Ван Цзяньсинь рассказал корреспонденту агентства Синьхуа: «О развитии и расцвете древнего Шелкового пути можно говорить, уже начиная с эпохи древнего кочевого народа юэчжи».

Во 2 веке до н.э., проживающие на территории Китая кочевники юэчжи не смогли устоять натиску народа сюнну (гуннов), и они были вынуждены переместиться в Центральную (Среднюю) Азию. Седьмой император династии Хань У-ди отправил дипломата Чжан Цяня с миссией в западные земли, чтобы найти юэчжей и вместе с ними дать отпор народу сюнну. И это поспособствовало открытию Шелкового пути на всем его протяжении. После династии Хань, обладающие торговой жилкой представители народности юэчжи завязали еще более тесные контакты с Китаем, и благодаря Шелковому пути они начали управлять крупными «трансграничными торговыми компаниями», базирующимися в Узбекистане. Эти компании торговали товарами с Запада на Востоке, и одновременно представляли восточную цивилизацию на Западе.

По словам молодого человека Су Хэ, который также участвовал в археологических раскопках в Узбекистане, «этот проект не только позволяет понять отношения, которые в древности поддерживали Узбекистан и Китай. Он также способствует современному обмену между двумя странами в области археологии и культуры. Я первый аспирант из Узбекистана, которого принял к себе на учебу профессор Ван. И я надеюсь, что студенты стран, расположенных вдоль Шелкового пути смогут принять участие в исследовательских проектах такого рода, поскольку развитие современной культуры неотделимо от изучения древности».

По словам Ван Цзяньсиня, эта часть истории общая для Китая и для Узбекистана. Работая вместе, археологи двух стран естественно сблизились. «Чжан Цянь, преодолевая трудности, приехал в Центральную Азию в поисках народа юэчжи, и это стало началом открытия древнего Шелкового пути. Сегодня мы используем современные археологические приемы, чтобы проследить, как юэчжи из Ганьсуйского коридора переселялись в Самарканд. Можно сказать, что они, по сути, были первыми, кто нес в себе эту культуру Нового Экономического пояса Шелкового пути».

Хива – это еще один известный город Шелкового пути, который расположен в оазисе пустыни на Юго-Западной границе Узбекистана. Благодаря своему расположению он стал стратегически важным опорным пунктом, и был разрушен более 40 раз. В этом небольшом городке сохранилось 53 охраняемых памятника истории и культуры, поэтому Хива считается первым в Узбекистане объектом мирового культурного наследия.

Туризм является основным источником дохода древнего города Хива, где проживает более 1000 семей. Сейчас здания в черте города находятся в ветхом состоянии, и поэтому лишь часть города открыта для туристов.

Китайские эксперты занимаются реставрацией богословского учебного заведения – медресе Мухамада Амир-Тура, а также реставрацией мечети Хасан-Мурад-Кушбеги.

Поэтому туристы пока могут только увидеть, какой вид приобретут эти объекты после реставрации.

«Древний город Хива представляет период расцвета в истории Узбекистана и период национального самосознания. Это величайшее культурное достояние, которое наиболее ценят узбеки», говорит в интервью корреспонденту Синьхуа заместитель руководителя Государственного комитета по охране культурного наследия КНР Лю Шугуан. «И то, что узбекская сторона может поручить восстановительные работы Китаю демонстрирует исключительное доверие к нам. Завершение реставрационных работ не только позволит привести сюда местных туристов, но и будет увеличивать интерес узбекского народа к Китаю».

Строгий и кропотливый стиль работы китайской археологической экспедиции, и использование китайскими археологами и реставраторами передовых технологий заслужили поддержку заместителя начальника Главного управления по охране и использованию объектов культурного наследия Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана Абдусафи Рахманова.

По его словам, в Самарканде, Бухаре и других известных исторических местах Шелкового пути есть еще множество достопримечательностей, которые требуют реставрации. И он выразил надежду, что в будущем они смогут сотрудничать в этом отношении с китайской стороной.

Один из чиновников Хорезмской области поднял большой палец кверху, показывая тем самым руководителю китайской группы и специалисту по восстановлению предметов культуры Цяо Юньфэю свое одобрение. «Ваше уважение к нашим культурным памятникам больше, чем наше уважение к ним. Поэтому вы заслуживаете нашего уважения!», с восхищением сказал он.

22.06.2016

Источник: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2016-06/22/content_38717737.htm

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter