Город народных шедевров

Считается, что Маргилан основали ремесленники. Веками здесь культивировались около двухсот народных промыслов. И сегодня умельцы владеют почти всеми ремеслами, которые особо ценились купцами Великого шелкового пути.

Здесь можно приобрести самый замысловатый и добротный товар, настоящее произведение искусства. Покупателю надо лишь разобраться в специфике узбекских национальных ремесел и знать, за какой диковинкой приехал. Трудятся золотошвеи, гончары, резчики по дереву, жестянщики, перенявшие ремесло от своих отцов и дедов. 80-летний Алижон ота Равшанов — патриарх резчиков по дереву. Когда мы пришли, аксакал с помощью правнуков осторожно положил на землю просушенный ствол чинары и сказал: «Это самый ценный материал. Текстура красивая, особенная, твердая. Обработать его, конечно, сложно, зато прослужит века».

Поистине удивительное зрелище, когда видишь, как мастер вырезает узор за узором. Рождается сказка, застывшая в дереве. Технологии, инструменты, старинные секреты резьбы передаются из поколения в поколение. Вот молоток, который используют в особых случаях. Инструменту около 200 лет. Сохранилась давняя традиция: когда ученик достиг уровня профессионала, накрывают дастархан, новоиспеченному мастеру дарят чапан «майса-бекасам», повязывают белвак из маргиланского атласа и разрешают поработать с этим молотком семь дней. Не забываются обычаи, не ослабевает уважение к труду истинных мастеров.

— В эпоху индустриализации забылось немало домашних производств. Однако ручные станки, другое оборудование, старинные книги сохранились. Прятали на чердаках, в подвалах, — вспоминает усто А. Равшанов. — Независимость многое изменила. Один из первых указов Президента Ислама Каримова был посвящен возрождению и развитию ремесленничества. На льготных условиях мастера теперь получают банковские кредиты, участвуют в престижных международных выставках и конкурсах. Серьезно взялись за дело и женщины. Примечательно, что у маргилан­ских фирм сплошь женские имена: «Гульнора», «Мухаббат», «Севинч», «Дилрабо», «Матлуба»… И как показывает практика бизнеса, получается у них нисколько не хуже. Так, в гузаре «Дуппичилар» активистка махалли Озодахон Тошматова создала малое предприятие. Прив­лекла знающих тонкости профессии. Тюбетейки покупают девушки в качестве подарка своим избранникам, художественные ансамбли — чтобы разнообразить гардероб, а гости города — в качестве сувенира.

Этнограф из Санкт-Петербурга Людмила Агафонова долго наблюдала за процедурой изготовления серии «Гузал», то и дело приговаривая: «чудо», «красота». И, купив 20 штук, добавила: «Подарка лучше не придумаешь». Когда она собралась уходить, Озодахон Тошматова подарила гостье на память тюбетейку, та ей — свою книгу стихов.

Маргилан — еще и город шедевров. Выставки изделий талантливых ремесленников проходят довольно час­то. И каждый раз потребителям представляют все новые образцы художественной обработки металла, дерева, гончарного ремесла, ручного ткачества, вышивки, изделий из лозы. В продолжении древних традиций активное участие принимают талантливые ученики известных мастеров, которые своим трудолюбием славят любимый город. Им не занимать ни любви к выбранному сердцем ремеслу, ни предпринимательского оптимизма.

Нурмухаммад Ватанияр.

Ирина Рибар.

№167/2016, 29.08.2016

Источник:http://pv.uz/culture/26086

 

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter