Распределение китайских нефтяных и газовых компаний за рубежом в полной степени совпадает с концепцией «Пояса и пути». Проницательность ли это наших предков, или совпадение, об этом задумываться не стоит. Но строительство «одного пояса, одного пути» имеет особое значение для энергетической стратегии Китая.
Автор: главный редактор Китайского информационного интернет-центра, вице-президент Китайской переводческой академии Ван Сяохуэй
Более 2000 лет назад, эмиссар династии Западная Хань Чжан Цзянь проложил путь к западным землям. Таким образом, образовался Великий Шелковый путь. В 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин выступил с инициативой «Пояса и пути», придав новую силу и смысл этому древнему Шелковому пути.
На недавно завершившемся саммите G20 в Ханчжоу, тема «пояса и пути» была одним из главных терминов, одновременно являясь важной частью китайской программы G20. Можно сделать следующий вывод: в дальнейшем, относительно длинном периоде времени, строительство «одного пояса, одного пути» стало важной национальной стратегией экономического развития, а также эффективным способом для Китая более глубоко интегрироваться в международное сообщество.
Чжан Цянь более 2000 лет назад и Чжэн Хэ более 600 лет назад, конечно не могли ожидать, что путь, который они открыли, в наши дни может стать важным энергетическим коридором для Китая. По словам господина Гун Кая из компании PetroChina, распределение китайских нефтяных и газовых компаний за рубежом в полной степени совпадает с концепцией «Пояса и пути». Проницательность ли это наших предков, или совпадение, об этом задумываться не стоит. Но строительство «одного пояса, одного пути» имеет особое значение для энергетической стратегии Китая.
Строительство «одного пояса, одного пути» – это стратегическая возможность для развития энергетики Китая.
- Защита энергетическойбезопасности Китая
В настоящее время Китай импортирует энергоресурсы из стран Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. 80% энергоресурсов поступает в Китай через Малаккский пролив. Эта цифра демонстрирует, что транзит нефти и газа в Китае зависит от Малаккского пролива. Между тем, в этом регионе произошел разгул пиратства, существует политическая нестабильность и частым феноменом является террористическая деятельность. Все это активно влияет на безопасность транспортировки нефти для Китая. С реализацией концепции «пояса и пути», Китай ускорил свои темпы открытости на Запад. Кроме того Китай расширяет свои торговые и транспортные каналы для нефти с Россией, стран Центральной Азии и Юго-Восточной Азии. Все это имеет очень важное значение для повышения уровня энергетической безопасности Китая.
Кроме того, строительство «Пояса и пути» при помощи организации полного спектра торгового и энергетического сотрудничества со странами, расположенными вдоль проекта Шелкового пути, позволит повысить их осведомленность и чувство идентичности по отношению к Китаю. Углубленное сотрудничество позволит вовлечь в проект все больше местных компаний, образуя формат, при помощи которого каждая из сторон найдет общие черты с противоположной стороной, и все это обеспечивает максимальную защиту энергетической безопасности Китая.
- Стимулировать процесс выхода предприятий сферы энергетики на зарубежные рынки
За последние годы ускорился процесс выхода на зарубежные рынки китайских энергетических компаний. Но помимо способности контролировать проект, еще предстоит улучшить возможность получать в результате высококачественные ресурсы. В этом направлении многие развитые страны уже проложили свой путь. Взять например Японию. Эта страна преуспела в торговле. В Японии много лет хорошо продавались местные бренды Panasonic и Sony. Поэтому ситуация ясна и ощутима. Китаю же в этом направлении предстоит проделать большую работу. Строительство «Одного пояса, одного пути» позволит в целом углубить торгово-экономические отношения со всеми странами, расположенными вдоль Шелкового пути, а также укрепить взаимопонимание и культурный обмен, с тем, чтобы улучшить общую инвестиционную и деловую среду, и обеспечить поддержку развитию нефтяных компаний в странах, расположенных вдоль Шелкового пути.
- Редкие возможности для строительства энергетической инфраструктуры
Пять ключевых аспектов сотрудничества в строительстве «Одного пояса, одного пути» включают в себя политическое общение, инфраструктурные связи, свободный товарооборот, финансирование и взаимопроникновение народных чувств. При этом, инфраструктурное соединение – это ни что иное, как строительство и соединение инфраструктуры. «Видение и сотрудничество» в рамках инициативы «Пояса и пути» четко указывает на взаимное сотрудничество, свидетельствующее о необходимости укрепления инфраструктуры, а также на совместное обеспечение безопасности в том числе и в работе трубопроводов (по которым в Китай импортируются энергоресурсы, ред.). Поэтому, строительство «Пояса и пути» предоставляет идеальные условия для строительства энергетической инфраструктуры, обеспечивая заодно и полноценную поддержку «выходу» китайской энергетики на зарубежные рынки.
- Рост права голоса Китая на мировом энергетическом рынке, создание нового международного энергетического порядка
Энергоресурсы – это не просто товар, а энергетический рынок не является рынком в прямом смысле слова. Дело в том, что энергетика затрагивает множество элементов политического и финансового характера, а также имеет отношение к национальной безопасности стран. Право голоса Китая на международном нефтяном рынке непропорционально общему весу Китая в мировой экономике. Множество сложностей объясняют этот факт. Среди них доминирующим фактором является исторически сформированная роль США и других развитых стран на этом рынке, а также сложные факторы самого нефтяного рынка. Строительство «Пояса и пути» способно привести к формированию новой структуры поставок и потребления энергии, позволяя крупным государствам-торговцам энергоресурсами, крупным производителям и потребителям, как Китай, получить более значительное право голоса и более важную роль в ценообразовании на энергоресурсы. Кроме того, взаимосвязь и взаимный доступ, к которым приводит реализация концепции «Пояса и пути», позволяет превратить энергетическое сотрудничество из одностороннего во многостороннее, а стран-производителей, стран-транспортеров и стран-потребителей энергоресурсов – объединить в единое целое, повышая их переговорные способности. Получая более значительное право голоса, больше возможностей участвовать в ценообразовании на энергоносители, Китай способствует перестройке международного энергетического порядка.
Риски, с которыми сталкивается энергетическая стратегия в рамках концепции «Пояса и пути»
У строительства «Пояса и пути», конечно, хорошие перспективы, но концепция также сталкивается с огромными трудностями и вызовами. Эти трудности значительно серьезнее, чем трудности, с которыми сталкивался Чжан Цянь открывая западные территории, и Чжэн Хэ, отправляясь в плавание по океану.
Геополитическая нестабильность, вызванная политическими потрясениями, привела к шаткой политической ситуации в некоторых странах, расположенных вдоль Шелкового пути. Также, в регионе происходят значительные политические изменения; экономическое развитие не сбалансировано, имеются сложности в отношении открытия рынков; между странами имеются огромные политические и институциональные различия, появляются комплексные сложности этнического и религиозного характера. Также имеется множество сложностей многообразия культур, и очевидно проявление культурных искажений. Отдельные страны неправильно воспринимают концепцию «Пояса и пути» Китая, и даже враждебно настроены в этом отношении. Появляются суждения об «Угрозе Китая», «теория экологической угрозы Китая», «энергетической угрозы Китая», итд.
Помимо внешних факторов, строительство «одного пояса, одного пути» само по себе создает относительно значительные сложности и проблемы. В особенности это касается таких характеристик, как длина передовой линии, долгий период каждого цикла и большие инвестиции и множество партнеров. Все это определяет, что строительство «Пояса и пути» непременно является проектом, который превосходит предыдущие проекты и является самым красочным в истории. Этот проект нельзя реализовать ни за три, ни за пять лет, ни за одно поколение.
Китаю придется столкнуться со всеми этими рисками и вызовами в процессе строительства «Пояса и пути», и ему предстоит их преодолеть.
Роль мягкой силы в энергетической стратегии «Пояса и пути»
В 2013 году, председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативу «Экономического пояса Шелкового пути», и одновременно сформулировал концепцию «пяти гармоний». Последний пункт в этой концепции – это «взаимопроникновение народных чувств». Являясь одной из целей строительства в системе «Пояса и пути», «взаимопроникновение народных чувств» является не только одним из смыслов строительства данной концепции, но и социальной и общественной базой ее успешного строительства. Можно сказать, что если «народную связь» реализовать не получится, то и эффект «Пояса и пути» будет значительно уменьшен. Для того, чтобы это реализовать, необходимо прилагать усилия по двум аспектам: с одной стороны, создавать самобытный образ компаний, а с другой стороны, эту роль должны играть СМИ, в особенности СМИ, ориентированные на зарубежную аудиторию, такие, как газета «ChinaDaily», Международное радио Китая и Китайский информационный Интернет-центр.
СМИ должны рассказать всему миру, что концепция «Пояса и пути» — китайская концепция, но и также, что она также принадлежит всему миру. Это путь будущего, создающийся совместно, использующийся совместно и общий для всех стран. СМИ также должны рассказывать о Китае, говорить о китайской энергетике, рассказывать о китайских энергетических компаниях, а также рассказывать о людях, работающих в этих энергетических компаниях.
Через несколько измерений, таких, как политика, экономика, торговля и культура, необходимо построить мост для «взаимопроникновения народных чувств» и сформировать сообщество одной судьбы, чтобы открыть дорогу гармоничного и процветающего развития для Китая и для всего мира.
14.10.2016
Источник:http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2016-10/14/content_39490355.htm