Кашгар: взгляд изнутри

В Кашгаре повсюду чувствуется восточный дух, здесь восточная культура и природа. В домах с маленькими, но уютными двориками на соединившихся друг с другом извилистых улочках старого города, живут уйгурские, узбекские, киргизские семьи. Живут в дружбе и согласии. Ранним утром, заслышав призыв на молитву, мужчины спешат в близлежащие мечети. Их здесь очень много. Мечеть Ийдгох, расположенная в центре города, рассчитана на 10 тысяч верующих. Мечеть основана 1300 лет тому назад, перестроена в 1442 году. Это один из древнейших в Азии исламских объектов.

Базары Кашгара придают городу особое очарование и привлекательность. Здесь можно найти все, что пожелает душа человека. Перед «сросшимися» друг с другом чайными и столовыми – торговые ряды со сладкими, как мед, фруктами. Первая половина сентября – дни народного гулянья по случаю созревания инжира. На каждом шагу — большие чаши с аккуратно сложенными плодами сочной, сладкой, как мед, винной ягоды ярко-желтого цвета размером с ладонь. Рядом с тазами — торговцы-уйгуры с вышитыми крестом тюбетейках, зазывающие покупателей: «Кеп колунг, еб колунг, арзонига сотаман-у, кетаман».

В силу размещения города на перекрестке Великого шелкового пути, в Кашгаре исстари широко развито ремесленничество. В старом городе до сих пор существуют махалли гончаров, кузнецов, мастеров, шьющих тюбетейки, медников, кондитеров, жители которых передают секреты мастерства своей профессии детям, а те в свою очередь – своим детям. Находясь на улочках этих махаллей, чувствуешь себя так, словно ты попал в Средневековье. Все изделия и продукты изготавливаются на глазах у покупателей. На улицах Артуш и Кумдарвоза находится еще ряд центров ремесленников Кашгара, в которых всегда многолюдно, здесь можно увидеть туристов со всех уголков мира

— Мы приехали из Швеции, — говорит турист, представившийся Робертом Твинсоном. – Кашгар – один из своеобразных восточных городов. Я и не ожидал увидеть такую картину во время путешествия по Китаю.

Стоит удалиться из старого города на небольшое расстояние, как вы окажетесь совершенно в другом мире. Высотные здания в 30-40 этажей, широкие улицы с полосами движений, расстояние которых – 25-30 метров, а между ними – радующие взор цветники, непохожие друг на друга роскошные здания со стеклянными фасадами…

На стройплощадках – без устали работающие высокие краны, десятки единиц мощной техники, автомобилей. Всё в постоянном движении, в том числе люди. Словно запрограммированные роботы. Каждый знает свое дело. Это – новый город Кашгар.

Перелистывая страницы истории, мы узнаем, что Кашгар – один из многострадальных точек мира. В давние времена поэты сравнивали его с красивой принцессой. Это был не только красивый, но и удобный для жизни, город. Неудивительно, что на протяжении тысячелетий он служил объектом захвата среди ханств. В разное время он был покорен Китайской империей, Тюркским каганатом, Монгольскими завоевателями и даже правителями Тибета. Таким образом, город не раз переходил из рук в руки. Как отмечается в сохранившихся до наших дней источниках, в первом веке до н.э. Кашгар находился в составе империи китайской династии Хань, который в то время назывался Шуле. Впоследствии он был завоеван тюрками, каракитайцами, а затем и монголами. С XIV века вплоть до 1755 года город находился в составе государства Тимуридов. Именно в этот период Кашгар получил развитие и превратился в процветающий город. С этого года вновь оказался в подчинении Китайской империи. Спустя столетие, в 1862 году население города восстает против китайских властей, после чего Мухаммад Ёкуббек объявляет Кашгар областным центром в составе Кокандского ханства. В 1933-1934 годах Кашгар становится столицей Восточно-Туркестанской республики, не признанной международным сообществом. С 1937 года город вновь в составе Китая. Сегодня этот древний город – административный центр Кашгарского округа Синьцзян-Уйгурского автономного района.

Незавидная судьба Кашгара объясняется его удобным географическим расположением, плодородностью земли, обилием воды, способностями и трудолюбием местного населения.

На севере Кашгар окружен горами Тянь-Шаня, на западе — Памира, на юге – Каракорум. А на востоке он граничит с бескрайней пустыней Такла — Макан. Кашгар является не только центром Великого шелкового пути, но и воротами Китая на государства Средней Азии, Европы и Южной Азии. В Кашгаре караваны останавливались для отдыха, затем, набравшись сил, обозы двигались по средней дороге к перевалу Эргаштом, чтобы добраться до Ферганской долины. Оттуда караваны следовали в древние Маргилан, Коканд, Самарканд, Бухару и оставив позади эти города, шли в Иран, Турцию, а оттуда уже в Испанию. Другие караваны поворачивались на юг и через Ташкурган переходили перевал Канджиран, чтобы добраться до Пакистана, а оттуда путь лежал в Индию. Тем временем, возвратившиеся из этих стран караваны снова устраивали привал в Кашгаре и после отдыха через пески Такла — Макан следовали на восток Китая.

Мягкий, словно шелк, хлопок из Кашгара, отличавшийся длинными волокнами, всегда пользовался большим спросом. И сегодня Кашгар – регион Китая, где производят наибольшее количество хлопка-сырца

Бескрайние сады с плантациями граната, груши, фисташки, миндаля с крупными и вкусными ядрами и виноградники поэты сравнивали с райскими садами. Последние годы своей жизни кокандский поэт Закиржан Холмкухаммад угли Фуркат провел в Кашгаре и умер в городе Яркенд. Мавзолей на местном кладбище местные жители почитают как святыню. Кашгар является родиной автора памятника тюркской литературы – «Девону лугатит-турк» Махмуда Кашгари, поэта Юсуфа хос Ходжиба, внесшего большой вклад в развитие литературы тюркских народов. Наконец, здесь жил один из пропагандистов ислама и духовных наставников, почтеннейший Оппокхонходжа.

На окраине города, в махалле Кучан расположен великолепный мавзолей с четырьмя башнями и большим куполом, известный в исламских государствах как святое место. Мавзолей построен в честь известного ученого Хожимухаммада Юсуфходжи, жившего в XVII веке. Рядом с ним покоится старший сын Юсуфходжи – Оппокхонходжа. Сейчас в мавзолее – могилы 72 представителей пяти поколений. Среди них есть и мавзолей второй жены китайского императора Циянлунь – Ифорхан. Как гласит легенда, внучатая племянница Оппокхонходжи – Маймура Азим была несравненной красавицей, от которой исходил аромат. По этой причине народ стал называть ее Ифорхан («ифор» с тюркского переводится как «мускус»). Слухи о красивой девушки, от которой исходит приятный запах, доходят до императора и в 1760 году Маймуру Азим увозят в Пекин. По свидетельствам историков, император был влюблен в Ифорхан. Он назвал ее по-китайски Шанфий и назначил главной госпожой дворца. По завещанию госпожи Шанфий, умершей в 1788 году в возрасте 55 лет, ее тело караваном было перевезено в ее родной город – Кашгар и похоронено в мавзолее Оппокхонходжи.

Мавзолей – единственное в Синьцзян место поклонения, находящееся под охраной государства.

В Кашгаре на каждом шагу чувствуется национальная терпимость. Хань, киргизы, хуэйчи, таджики, представители 31 национальности и народности, живущие с уйгурами в мире и согласии, сохранили свой язык и культуру. Прогуливаясь по городским улицам, я стал свидетелем нескольких свадебных торжеств. На женихах и невестах была национальная одежда, хафизы пели национальные песни, на столах – национальные блюда. Вдруг мне вспомнилась встреча с профессором Академии общественных наук Ла Ди Шином.

— Горький опыт бывшего Советского Союза стал для Китая хорошим уроком, который был учтен при формировании государственной национальной политики. Национальную и религиозную толерантность. Представители всех национальностей и малочисленных народностей, проживающих в Китае, имеют право и возможность сохранения, поддержки и развития родного языка, вероисповедания, культуры. Это – один из самых приоритетных направлений внутренней политики Китая, — помнится, сказал Ла Ди Шин. – В стране невозможно добиться мира, безопасности и развития без межнационального согласия и религиозной терпимости.

Кстати, о развитии. Новый город Кашгара с каждым днем становится все выше. Согласно Всекитайской программе адресной помощи Синьцзян, на одном из массивов Нового Кашгара строится город-спутник. На его территории возводятся жилье, торговые комплексы, офисные здания компаний и фирм, парк, искусственное озеро и места для гуляний.

— На эти работы из казны наиболее развитого города Восточного Китая – Шенчжень выделен 31 млрд. юаней (5 млрд. долларов), — говорит сопровождавший нас ответственный сотрудник канцелярии печати Кашгара Хан Цзяо.

В центре Нового Кашгара идет строительство двух высотных башен под названием «Развития».

— В каждом из них будет 58 этажей. В зданиях расположатся бизнес-центр, отель, зона беспошлинной торговли, конференц-залы, элитные жилые квартиры, — сообщает Хан Цзяо. – Башни близнецы станут визитной карточкой Кашгара.

На строительство башен высотой 268 метров выделено 6 млрд. юаней (960 млн. долларов).

Между Новым Кашгаром и международным аэропортом проложена магистральная дорога с восемью полосами движениями по двум ее сторонам. Вблизи аэропорта построены свободная экономическая зона, ряд крупнейших в Азии специализированных центров логистики, таможня, объекты инфраструктуры. В свободной экономической зоне построена железнодорожная станция, действующая по новейшим технологиям. Отсюда эшелоны с грузами будут отправляться по железной дороге «Кашгар-Киргизия-Узбекистан» в государства Европы, а по направлению «Кашгар-Исламабад» — в Пакистан, а оттуда в Индию. С введением в эксплуатацию железной дороги из Кашгара в Афганистан, поезда будут ходить через Герат до портов Персидского залива.

В беспошлинной экономической зоне уже сегодня действует 22 промышленные предприятия. Нам довелось побывать и ознакомиться с работой завода электрооборудования.

— Благодаря льготе по налогам себестоимость продукции низкая. Сэкономленные средства направляем на дальнейшее совершенствование технологий с тем, чтобы увеличить объемы производства, — пояснили нам специалисты цеха компьютерных приборов.

Сегодня Кашгар — это город стратегического значения на Великом шелковом пути, в котором национальный элементы смешаны с современность.

— Видите ли, некоторым заправилам геополитики не по душе серьезные реформы и экономические проекты, реализуемые в Синьцзяне, в частности, в Кашгаре, а также равноправные, взаимовыгодные и многообещающие отношения Китая с государствами Центральной Азии, — говорит профессор Ла Ди Шин. – Они предпринимают попытки отравить сознание уйгурской молодежи, вывезенной за границу и создать в Синьцзяне, в частности, Кашгаре экстремистские группы, угрожая стабильности в нашем регионе. Впрочем, террористическими действиями, совершенными в 2008, 2011, 2012 годах, им частично удалось-таки добиться поставленной цели. Главное, местные жители, сами уйгуры осудили исполнителей терактов и тех, кто стоял за ними.

Нам довелось побеседовать со многими коренными жителями — представителями уйгурской, узбекской, казахской и других национальностей на улицах, базарах, учебных заведениях, научных учреждениях, в редакциях СМИ. Все они — сторонники мирной жизни и согласия между разными народами и народностями.

Возможно, что не все согласятся со всем, что написано мною в данной статье. Но писал я только о том, что видел, знал и слышал сам. Вот таким нам представился Кашгар.

Автор: Мухамаджон Обидов.

По материалам Посольства КНР в Узбекистане.

06.11.2015

Опубликовано: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2015-11/06/content_37025093.htm

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter