Эксперты Центральной Азии о реализации инициативы Экономического пояса Шелкового пути — К форуму по международному сотрудничеству в рамках «Один пояс — один путь»

Дорогие друзья, 14-15 мая в Пекине состоится Форум по международному сотрудничеству в рамках инициативы Экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути 21-го века, сокращенно «Один пояс — один путь». С момента выдвижения данной интеграционной инициативы в 2013 году, прошло три года, сегодня в реализацию совместных проектов в рамках «Одного пояса — одного пути» вовлечены Россия и страны Центральной Азии. Как проходит интеграция Большой Евразии в рамках китайской инициативы «Одного пояса — одного пути», есть ли трудности в ее реализации и какие меры надо принять? С этими вопросами журналисты МРК обратились к экспертам некоторых стран Центральной Азии.

В ответ на вопрос о влиянии Экономического пояса Шелкового пути на развитие Узбекистана и Центральной Азии руководитель аналитической группы «Центральная Евразия» (www.ceasia.ru, Ташкент, Узбекистан) Владимир Парамонов сказал: «ЭПШП может оказать на развитие Узбекистана и Центральной Азии принципиально важное, причем положительное влияние, особенно в случае если наполнит реальным содержанием идею масштабного сухопутного экономического взаимодействия в Евразии, особенно между Китаем, Россией и Европой». По его мнению, главное – это не только соответствующая транспортная инфраструктура (в первую очередь железнодорожная), но и развитие крупных промышленных, сельскохозяйственных и инфраструктурных проектов с участием Узбекистана, других стран региона и России. Эти проекты должны усилить связи между реальными секторами экономики на постсоветском пространстве. Однако до тех пор пока этого не произошло, говорить об успешности ЭПШП и его положительном влиянии на процессы в Евразии пока преждевременно.

С Владимиром Парамоновым в некоторой степени соглашается и эксперт из Казахстана — ключевого региона Экономического пояса Шелкового пути. Научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан Константин Сыроежкин считает, что для его страны необходимо разработать внятную программу сопряжения в треугольнике Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП) – Евразийский экономический союз – стратегия «Нурлы жол». Он поясняет, что в отличие от других государств Центральной Азии и России, сопряжение ЭПШП и национальной программы «Нурлы жол» идет быстрыми темпами и достаточно эффективно. Причина этому – почти полное совпадение целей и задач двух проектов, а также наличие конкретной программы их сопряжения.

Главный редактор международной газеты «ВЕСЬ МИР», обозреватель газеты «Аргументы и факты. Казахстан», заслуженный деятель Республики Казахстан Юрий Киринициянов, говоря о сопряжении китайской инициативы Экономического пояса Шелкового пути и стратегии развития Казахстана, высказал ряд сомнений и озабоченностей. Он отметил, что понятие «сопряжение» до сих пор очень размыто. Так, он привел пример: замглавы министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Ерлан Хаиров отметил, что программа сотрудничества двух стран в индустриально-инвестиционной сфере предусматривает 51 проект на сумму в 26 миллиардов долларов. Хотя – если судить по публикациям в китайской прессе – инвестиционные программы уже сформированы. Но до сих пор в открытой прессе не появился список этих объектов.

Эксперт задается вопросами: существует ли экологическая экспертиза? Неясно, сколько китайцев и местных рабочих будут работать там. Насколько планы Китая согласуются с планами реиндустриализации Казахстана в формате Евразийского экономического союза? До какой черты можно расширять экономическое сотрудничество с Китаем, не вступая в конфликт с Россией? Насколько Казахстан готов к реализации этой программы с точки зрения кадрового и технологического обеспечения?

На вопросы и сомнения Юрия Киринициянова относительно сопряжения китайской инициативы и стратегии развития Казахстана, китаевед, научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан Константин Сыроежкин предлагает ввести ряд конкретных мер. По его мнению, естьсрочная необходимость широкого ознакомления населения Казахстана с программой сопряжения (что, на каких условиях, где и с какой перспективой реализуется) — это чрезвычайно важно в целях пресечения различных слухов и домыслов, а также антикитайских акций протеста; во-вторых, следует разработать внятную программу сопряжения в треугольнике ЭПШП – ЕАЭС – «Нурлы жол» — пока такая программа отсутствует; в-третьих, необходимо также провести маркетинговые исследования по каждому проекту, реализуемому в рамках программы сопряжения; реализация каждого проекта должна быть четко обоснована и каждый проект должен отвечать национальным интересам Казахстана, а не только ведомственным или корпоративным интересам; упрощение таможенных и визовых процедур в целях снятия барьеров для расширения торговли и туристического обмена; чем лучше мы будем знать друг друга, тем эффективнее будет сотрудничество.

10.05.2017

Источник: http://russian.cri.cn/3060/2017/05/10/1s604247.htm

 

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter