Сегодня традиционная китайская медицина широко распространена далеко за пределами Поднебесной, хотя совсем недавно к ней на Западе относились не столь серьезно. Однако сейчас даже самые скептически настроенные ученые отдают дань наследию китайских врачей, тысячелетиями отрабатывавших лечение различных болезней при помощи народных средств.
Теперь западная медицина не только активно усваивает уроки китайской, но и пользуется ее достижениями. Ведь, по сути, источником любого лекарства все равно выступает природа, это уже потом фармацевты при помощи науки синтезируют похожие составы и облекают их в формы таблеток и микстур.
Китайская народная медицина творит чудеса. Сегодня с этим тезисом сложно не согласиться. Простой пример: даже такая авторитетная международная структура, как Всемирная организация здравоохранения, официально признала ее эффективность. При этом, пожалуй, наиболее достоверным фактом подтверждения ее достижений является все большее число пациентов, не только использующих древние рецепты китайских врачей, но и излечивающихся от всевозможных недугов. Благодаря этому восточная медицина постепенно становится частью Всемирной системы здравоохранения.
В этом контексте примечательно, что жителям Узбекистана больше не придется ехать в Поднебесную, чтобы на практике убедиться в эффективности китайской медицины. Знакомство с методами восточной терапии теперь можно будет начать и дома. Дело в том, что 24 ноября 2018 года в столице прошло открытие Центра китайской традиционной медицины, где будут не только оказывать услуги населению, но также заниматься разработкой и производством лекарственных препаратов совместно с местными специалистами.
Что немаловажно, над созданием Центра работали не только китайские, но и узбекские специалисты. Особый вклад в этот проект внес доктор технических наук, профессор, директор Института химии растительных веществ имени академика Сабира Юнусова Академии наук Узбекистана Шамансур Сагдуллаев.
Более того, по представлению Синцзянского технического института физики и химии Китайской Народной Республики он был награжден премией «Дружба». Столь высокую награду ему присудили за совместные работы по разработке новых лекарственных средств, помощь в организации Центра китайской традиционной медицины в Ташкенте, а также за укрепление научно-технического сотрудничества между академиями наук двух стран в деле подготовки кадров.
– Как вы стали одним из инициаторов создания Центра китайской традиционной медицины в Ташкенте?
– Для начала стоит отметить, что это не только моя заслуга, а всего нашего института. Дело в том, что отечественными учеными за весь период деятельности института была опубликована информация о более 1200 абсолютно новых соединениях в ведущих журналах. Естественно, это не осталось без внимания мирового научного сообщества. В результате, китайские ученые проявили интерес к открытиям узбекских специалистов.
После распада Союза появилась возможность больше обмениваться опытом и знаниями с иностранцами, чаще ездить друг к другу и делиться своими открытиями, то есть началась динамичная интеграция науки. С этого времени мы стали активней сотрудничать с китайскими учеными. В частности, совместно со специалистами Синцзянского технического института физики и химии китайской Академии наук мы стали вести исследовательскую работу и публиковать свои результаты в международных научных журналах. Они были заинтересованы в нас, а мы – в них.
Совместные работы дали почву для реализации такого масштабного проекта, как Центр китайской народной медицины. Все началось пять лет назад, когда заместитель директора Синцзянского технического института физики и химии Академии наук КНР, профессор Хаджи Акбер Аиса информировал нас о том, что правительство Поднебесной объявило конкурс по приоритетным направлениям, таким как экология, альтернативные источники энергии, астрономия и фармацевтика. Идея о реализации проекта по фармацевтике была поддержана тогдашним президентом Академии наук Узбекистана, академиком Шавкатом Салиховым.
Для выполнения этого проекта были изучены научные базы всех центральноазиатских государств. Выбор пал на Узбекистан как на наиболее подготовленную страну с точки зрения проводимых фундаментальных и прикладных исследований. В КНР этот проект получил Синцзянский технический институт физики и химии. Профессор Хаджи Акбер Аиса предложил мне помочь запустить подобную инициативу в Ташкенте. Меня это заинтересовало, ведь вслед за повышением популярности традиционной китайской медицины в мире стремительное развитие получили и соответствующие клиники.
Наш институт непосредственно участвовал в реализации этого проекта, так как имеет солидный опыт в разработке и создании оригинальных лекарственных средств, а также доведении этих разработок до промышленного выпуска. Два года этот проект находился в стадии разработки. Экспертиза проводилась на самом высоком уровне, и Академия наук КНР поддержала эту идею.
В 2013 году проект утвердили, правительство КНР выделило внушительный грант, и началось строительство четырехэтажного здания центра в Юнусабадском районе на 74 сотках земли, которую выкупили через биржу у Академии наук Узбекистана. И совсем недавно, 24 ноября, состоялось торжественное открытие Центра китайской народной медицины, приуроченное приезду китайской делегации во главе с президентом Академии наук КНР Бай Чун Ли.
– Насколько мне известно, Центр сейчас находится на первом этапе развития, в дальнейшем будут и другие.
– Это действительно так. В ноябре мы запустили только первый этап проекта. Согласно нашим планам, Центр будет специализироваться на исследовательской работе и отработке технологий готовых лекарственных формул, то есть там будут и производить лекарства, и оказывать медицинские услуги населению. Для этого будут привлечены высококвалифицированные специалисты из Китая, которые поделятся знаниями с нашими медиками, работающими в области традиционной медицины. Все медицинское оборудование будет привезено из Поднебесной.
Кстати, проект выстроен таким образом, чтобы совместные исследования и разработки препаратов, производящихся в институтах химии растительных веществ и биоорганической химии двух стран, выпускались в Центре.
Вообще, стоит отметить, что узбекское правительство в последнее время уделяет особое внимание развитию народной медицины в Узбекистане. Так, глава государства подписал ряд важных документов, в которых народная медицина признается дополнительным методом оказания медицинской помощи населению. Можно сказать, что здравоохранение Узбекистана для достижения лучших результатов объединяет успехи западной и восточной медицины.
– На ваш взгляд, чем отличается традиционная китайская медицина от других систем лечения?
– Китайская медицина имеет тысячелетнюю историю. Веками знания накапливались, улучшались, дополнялись и расширялись. Необычность китайской медицины заключается и в том, что это философия, неразрывно и непосредственно связанная с лечебным процессом. В целом, для восточной медицины характерен глобальный подход к лечению заболеваний, то есть она никогда не рассматривает болезнь какого-либо органа в отдельности. Главный принцип – лечить не болезнь, а человека, устраняя причину заболевания, а не снимая его симптомы.
Кстати, в Китае мне удалось побывать в нескольких клиниках, где лечат пациентов народными методами, и я даже не предполагал, настолько сильно там пользуется спросом этот вид лечения. Только представьте себе, что в одной клинике количество коек составляет 1000. А местные аптеки имеют два отдела: традиционной медицины и западной, то есть обычной. В первом отделе можно купить травы, настойки, мази или другие натуральные лекарства, а во втором – привычные нам медикаменты.
Это не означает, что китайская традиционная медицина чрезвычайно популярна только у себя на родине. В последние десятилетия западный мир также интересуется древними методиками лечения. Многие пациенты действительно успешно проходят лечение, и это не народные поверья, а научный факт. Пациентами таких клиник часто становятся люди, разочаровавшиеся в западной врачебной практике.
Конечно, не все заболевания поддаются лечению этим методом, поэтому идеализировать китайскую медицину тоже не стоит, самое правильное – объединять успехи западной и восточной медицины для достижения лучших результатов. В принципе, этот процесс мы уже наблюдаем. Ведь практически во всех центрах китайской традиционной медицины используют современные технологии диагностики, позволяющие точно определять проблемы.
– Как вы думаете, будет ли пользоваться спросом в Узбекистане китайская традиционная медицина, ведь наши граждане привыкли лечиться западными методами?
– Традиционная восточная медицина не совсем чужда для нашего населения. Например, в Узбекистане широким спросом пользуется иглоукалывание. Кроме того, ежегодно достаточно большое количество граждан республики посещают Китай в лечебных целях. Большая часть из них проходят там лечение народными способами. Тем не менее, я не могу утверждать, что китайская традиционная медицина будет пользоваться большой популярностью в Узбекистане, но, однозначно, она займет свою нишу.
– Ожидали, что вас наградят премией «Дружба»?
– Нет, для меня это было полной неожиданностью. Если не ошибаюсь, 23 сентября узнал, что Синцзянский технический институт физики и химии Академии наук КНР представил меня к такой высокой награде. Я был очень удивлен и не скрою, что рад. Надеюсь, что наше сотрудничество с китайскими учеными продолжится.
Наш институт заинтересован в совместной исследовательской работе, разработке и реализации через фармкомпании Узбекистана и Китая новых качественных лекарственных препаратов. Благодаря совместному труду мы сможем выйти и на рынки третьих стран. Кстати, в настоящее время вместе с Синцзянским техническим институтом физики и химии мы работаем над выпуском двух синтетических препаратов, которые будут в следующем году сданы на клиническое испытание. Надеюсь, и впредь сотрудничество будет плодотворным, а дружба двух стран – крепкой.
10/01/2019
источник: https://podrobno.uz/cat/uzbekistan-i-kitay-klyuchi-ot-budushchego/mudrost-tysyacheletiy-v-tash/ и http://uzchinassn.com/ru/news/mudrost-tysyacheletij-v-tashkente-otkryl-svoi-dveri-pervyj-v-strane-centr-tradicionnoj-kitajskoj-mediciny/