Как и представителей других народов, дунган, что вполне закономерно, привлекает собственная история и культура. Возродить эту культуру, сохранить и развить родной язык — вот главные цели, ради которых в ноябре 1990 г . в Ташкенте был создан Дунганский культурный центр (ДКЦ).
Как и представителей других народов, дунган, что вполне закономерно, привлекает собственная история и культура. Возродить эту культуру, сохранить и развить родной язык — вот главные цели, ради которых в ноябре 1990 г . в Ташкенте был создан Дунганский культурный центр (ДКЦ).
В своей работе центр опирается не только на своих членов и активистов, но и на местную власть всех уровней: махаллинский совет, сельский сход, районный хокимият, где в любое время можно получить соответствующую помощь. В этом плане можно отметить особо внимательное отношение к нуждам населения «Дунган-махалли» со стороны Хокимията Уртачирчикского района, Карасуйского сельского схода, которые всегда оказывают посильную помощь.
Работают здесь по программным направлениям. Например, в рамках образовательного в средней школе № 42 ширкатного хозяйства «Карасу», где проживает самая большая и компактная группа дунган, в 1997 году, с помощью Китайского посольства открыто преподавание на родном языке.
Культурно-просветительское направление — это ежегодная организация и проведение для представителей диаспоры — людей разных возрастов — различные экскурсии в музеи, парки, другие объекты Ташкента и Самарканда, коллективное посещение концертов, ознакомление с памятниками архитектуры.
Это и создание в ближайшие годы музея дунганской национальной культуры , для которого уже собрано более сотни различных экспонатов: одежда, обувь, украшения, орудия труда, предметы быта, которые многократно экспонировались на выставках в Республиканском интернациональном культурном центре, в экспозиционных павильонах, на ежегодных праздниках Независимости Узбекистана, Днях защиты земли, в день Образования КНР. А в 1999 году центром был создан ансамбль «Чинме» («Росток») из шести человек, в репертуаре которого преимущественно дунганские песни и танцы. Ансамбль постоянно участвует в национальных и государственных праздниках, проводимых как дунганским, так и другими центрами. Традиционно стало его участие в концертной программе, посвященной Наврузу в Ташкентском военном лицее. Ежегодно в первое воскресенье октября Дунганский культурный центр на праздновании хлеба занимает первые места на выставке хлебных изделий.
Все праздники Узбекистана для дунган — родные и близкие. В них особенно ярко проявляется чувство сопричастности к жизни страны, чувство единой семьи наций, проживающих в республике и составляющих единый народ Узбекистана.
Эффективно действует и оздоровительная программа Дунганского центра. Регулярно организуются оздоровительные поездки представителей диаспоры в Чимган.
Планируется строительство спортивной площадки в «Дунган-махалле». Центральное место в деятельности Центра занимает благотворительность. В последние три года нашим центром через фермерское хозяйство «Дунган» оказана материальная помощь нуждающимся семьям разных национальностей, выделены деньги школе № 42, детскому саду, стало традицией навещать активистами больных, оказание посильной материальной помощи малоимущим семьям, в том числе в проведении свадеб. В июле-августе 2002 г . собраны средства на оказание помощи пострадавшим от наводнения в провинции Шеньси в Китае, переданные нуждающимся через посольство КНР. В мае 2003 года собраны средства для оказания помощи Китаю в борьбе с а-типичной пневмонией.
В свою очередь и китайское посольство через культурный центр оказывает помощь дунганам — например, проживающим в селе «Дунган-махалля». Так, в 1998 году дунганам было подарено большое количество специальной плёнки для выращивания грибов, а также соответствующие препараты. Приезжал и специалист по выращиванию грибов. Кроме этого, вот уже два года в местной школе с помощью посольства функционирует преподавание китайского языка, для чего специально оборудован класс. Посольством оказана и организационная помощь в создании музыкального ансамбля «Чинме», подарены телевизор, видеомагнитофон с « Караоке», музыкальные инструменты, четыре комплекта национальной одежды, оказано содействие в организации концертной программы китайского ансамбля из провинции Шеньси. С 1997 года центр празднует встречу Нового года по лунному календарю, ежегодно отмечает годовщину образования КНР.
Одним словом, дунгане сегодня живут в Узбекистане интересной и полнокровной жизнью. И об этом можно судить хотя бы по тому факту, что в последнее время в числе известных людей страны дунган все больше. Это и Нувазов Двумар Лаахунович, бывший генеральный директор Чирчикского обувного производственного объединения, и Хасанов Шамиль Ахмедович, первый заместитель начальника Главнотскуправления корпорации «Узпромгражданстрой,» и Каримов Джамал, профессор, много лет заведовавший кафедрой аналитической математики Ферганского педагогического института, и Мачин Гарим Венгарович, доцент исторического факультета Национального университета Узбекистана, и Машунпин Рамазан, и Янщирова Софья, кандидаты медицинских наук и ряд других.
13-15 марта 2008 года в г.Ташкенте Дунганским Культурным центром была проведена международная конференция, посвященная 130-летию переселения дунган в Центральную Азию. В ней принимали участие гости из Китая, Казахстана, Киргизии и Японии. С приветственными словами выступил Чрезвычайный и Полномочный посол КНР в Узбекистане Юй Хунцзюнь.
Всего участников конференции присутствовало больше 500 человек. Впервые в истории дунган Узбекистана вместе собралось столько людей. Что говорит об интересе дунган к своей истории, куртуре. На конференции были сделаны доклады на различные темы по истории и этнографии дунган Центральной Азии, подведены итоги работы ДКЦ в Узбекистане за восемнадцать лет своей
Жизнь и деятельность широко освещается по телевидению, радио и в печати. Только за последний год о дунганах и Дунганском центре в СМИ вышло более двух десятков публикаций, создан 15-минутный документальный фильм, где помимо быта, обычаев, обрядов были показаны реальные моменты традиционного занятия дунган — выращивание дюцай. После просмотра фильма спрос на питательный дюцай на местных рынках заметно возрос. А ещё более возрос интерес дехкан различных национальностей к его выращиванию. Сняты также документальные фильмы о прикладном искусстве и национальной кухне дунган Узбекистана.
Дунганский национальный культурный центр продолжает работать. И его немеркнущий огонек есть свидетельство реальной национальной политики руководства страны, главной задачей которой является создание необходимых условий для сохранения и развития многообразия языков, национальных традиций и культур всех этносов и этнических групп Узбекистана.
Сегодня в планах нашего центра приоритетными являются следующие вопросы:
1. Работа с молодежью привлечения ее к получение высшего и среднего специального образования
2. Возрождение и развитие домашних промыслов, организация кружков и цехов по возрождению традиционной вышивки, изготовлению национальных женских туфель и т.д.
3. Содействие в выделении земельных площадей под выращивание дунганских сортов овощей имеющих большую экспортную перспективу.
4. Расширение сети столовых в г. Ташкенте и Ташкентской области.
5. Привлечение дунган с другими профессиями кроме земледелия.
6. Оказание помощи представителям диаспоры в организации поездок на историческую Родину.
7. Укрепление межэтнического согласия в Узбекистане
8. Расширение и укрепление дружбы и связей между Узбекистаном и КНР.
А если говорить о цепочке Республиканского Интернационального культурного центра — иностранные посольства — культурные центры — то эти цепочка являются первыми в мировой практике подобного рода механизмом учета интересов национальных групп как со стороны государства, где они нашли новую Родину, так и со стороны их исторической родины. То есть она является постоянным инструментом взаимодействия государств, которые через культурные центры могут оказывать содействие для создания условий по сохранению и развитию языка и культуры диаспор, выходцев из разных стран.
В целом, несмотря на небольшую численность, длительное проживание в Узбекистане и интенсивное межэтнические контакты, дунгане сумели сохранить значительный комплекс традиционной культуры. В этом деле важнейшими факторами являются: Первое — взаимопритяжение дунган, в том числе и в расселении. Их приверженность, желание и стойкость в сохранении многих элементов культуры, в том числе исчезнувших в наше время у их соплеменников в Китае.
Второе — в Узбекистане созданы все условия необходимые для сохранения и развития своей культуры всем населяющим здесь этносам, что является важнейшей составной частью национальной политики руководства Республики Узбекистан по главе с И.А. Каримовым.
На современном этапе, с началом получения независимости Узбекистаном, с упрощением общения с соплеменником и официальными представительствами из КНР, в том числе и Посольством через свой национальный культурный центр, у дунган значительно возрос интерес к своей истории, культуре и языку. Что имеет огромное значение в деле их дальнейшей перспективы и оставляет надежду, что дунгане, как этнос со своеобразной культурой еще многие и многие годы будет развиваться как самостоятельная единица в многонациональном Узбекистане.