Участники Недели культурного наследия «Узбекистан — перекресток дорог и цивилизаций: империи, религии, культуры» 23 августа посетят Центр исламской цивилизации, а также смогут увидеть одни из первых Коранов в мире.
Именно его и ещё один древний Коран Усмана покажут в конце августа в Ташкенте. Это будет большое событие.
Начиная с XV века в мемориальном комплексе суфийского братства ‘ишкииййа в небольшом горном кишлаке Катта-Лангар в 100 километрах от Самарканда хранится одна из древнейших рукописей Корана в мире.
На протяжении веков ее почитали как подлинный «Коран ‘Усмана», переписанный рукой третьего «праведного халифа» и несущий на себе следы его крови.
Самая большая часть рукописи, дошедшей до нас – 81 страница сегодня хранятся в Институте восточных рукописей Российской Академии наук.
Они содержат приблизительно половину текста Корана. По крайней мере двенадцати вековая судьба этой рукописи — эта удивительная история, неразрывно связанная с судьбами династий и государств, городов и людей, с судьбами исламской цивилизации от ее возникновения в Аравии VII века, до торжества ислама, пережившего коммунизм на просторах мусульманских республик бывшего СССР.
Как отмечает российский ученый, доктор исторических наук, профессор Ефим Анатольевич Резван, создание этой рукописи приходится на последнюю четверь VIII века, время когда формировались положения арабской грамматики. Эта рукопись была приобретена институтом в 1936 году у неизвестной пожилой женщины.
Отдельные страницы великолепно сохранились, некоторые повреждены, особенно в уголках. Кожанный переплет рукописи относится к XIV веку. В середине XVII века он был отреставрирован. Для надежного скрепления страниц между собой вклеены бумаги с арабской писменностью. Большую часть этих текстов составляют аяты из Корана, написанные немного грубоватым почерком в писменности насх и настаълик.
В части рукописи, хранящейся в Санкт-Петербурге, содержатся аяты 44 сур Карана (из них 22 сур — приведены полностью). Судя по различиям в почерке, эта рукопись переписана двумя писарями. С учетом большого размера книги, можно предположить, что писали ее разделив на две равные части. Затем в текст внесены поправки красными черниалами, стертые слова также восстановлены таким же цветом.
Естественно, эта уникальная рукопись долгое время находилась в центре внимания специалистов. Но никто не решался приступить к раскрытию ее тайн.
Е.Резван узнал, что некоторые страницы рукописи хранятся в селе Катта Лангар, в также в Ташкенте и Бухаре и он отправился в экспедицию по изучению этого вопроса. Есть замечательный фильм Ефима Анатольевича в ютюбе , кому интересно, может посмотреть кадры этой удивительной экспедиции.
А у нас, в Узбекистане, хранятся всего 16 страниц этой рукописи, одна из которых находится в Центре Восточных рукописей имени Абу Райхана Беруни, еще одна – в Управлении мусульман Узбекистана, две страницы – в Бухарской областной библиотеке, 12 страниц – в селе Катта Лангар.
На кожанном переплете страниц, хранящихся в селе Катта лангар написаны имя переплетчика (Мухаммад Носир) и дата 1255 (1839-1840). В этих страницах содержатся отрывки из сур “Нисо” (Женщины) и “Анъом” (Скот).
По сведениям, страницы долгое время хранились представителями учения Ишкия, получившим название “Шейхи Большого Лангара”. С началом борьбы с религиозными и национальными ценностями в Узбекистане большая часть этой рукописи была умышленно уничтожена или спрятана. По указанию соответвующих органов были изъяты исторические предметы, древние рукописи в месте поколения Катта Лангар. В это время один из аксакалов села ныне покойный Тухта бобо Ражабов сумел сохранить 12 страниц этой рукописи. Спустя десять лет, в годы независимости эти уникальные страницы были возвращены в место поклонения Катта Лангар.
Приведенные на хранящихся в пяти разных местах аяты не повторяют друг-друга, схожесть почерка, сырья, вида письма и внесенных в текст изменений являются ярким свидетельством того, что они ранее составляли единую рукопись. Предполагается, что общий объем составляет 206 страниц.
Не пропустите…