Искусство и культура всегда считались одним из главных факторов, которые сближают народы и государства. Именно художники и скульпторы, поэты и писатели, а также представители других творческих профессий способны уловить мельчайшие оттенки и детали эпохи и передать их так, что ими потом будут любоваться миллионы людей на протяжении веков.
Подтверждение этому сотни артефактов, найденных вдоль маршрута Великого шелкового пути, которыми до сих пор восторгается публика в музеях. При этом сегодня наша главная задача – не только сохранить это наследие, но и активно его развивать, оставив потомкам новые работы, отражающие нашу действительность. Именно на это направлена инициатива главы КНР Си Цзиньпина – программа художественного воплощения Великого шелкового пути, в которой активное участие принимает и Узбекистан.
Один из главных глобальных проектов нашего времени «Один пояс, один путь» связывает десятки государств, которые стремятся работать для совместного процветания и прогресса. Но многие заблуждаются, думая, что эта масштабная инициатива Си Цзиньпина основывается только на экономическом развитии государств. Здесь все намного глубже, и идея заключается в том, чтобы не только способствовать экономическому, но и культурному сближению стран. Именно поэтому Китай предложил крайне важную для нашего поколения инициативу – создать огромную галерею картин, которая будет отражать историю Великого шелкового пути и значение нашего века в его дальнейшем развитии.
Этот проект вызвал огромный интерес на всем пространстве знаменитого торгового пути, активно в него включились и узбекские художники. Что представит для будущих поколений наша страна, рассказал народный художник Узбекистана, академик Академии художеств, профессор кафедры живописи Национального института искусств и дизайна, Сабир Рахметов.
Культурная основа
Сегодня над проектом работают не только художники из Узбекистана, но и всех стран Шанхайской организации сотрудничества. Нам фактически предоставлена полная свобода в выборе воплощения Великого шелкового пути и формы его отражения, каждый художник может отправить около десяти эскизов. Я, например, отправил 14, и один из них был одобрен творческой комиссией.
Здесь важно понимать, что задача проекта «Один пояс, один путь» – не только восстановить экономические связи, существовавшие со времен Шелкового пути, но и воссоздать уникальную культурную общность, когда-то связывавшую наши континенты. Этот торговый путь оказал огромное влияние на взаимный обмен идеями между Европой и Азией, он помогал развиваться культуре и искусству на протяжении многих веков за счет обогащения новыми идеями.
Раньше понятие государственности было более размыто, не было четких границ, но существовали народы, которых объединял этот великий торговый маршрут. Развитие керамики, живописи, книгопечатания, прикладного искусства – это все было связано и формировалось при помощи Шелкового пути. Сейчас у нас есть интернет, телевидение, множество СМИ, мы за секунду можем узнать какие художественные идеи есть в Азии, на Ближнем Востоке или в США.
А раньше таких средств коммуникации не было, их заменяли торговые караваны, приносившие с собой культуру, науку, новый взгляд на мир и фактически двигающие прогресс вперед. И пусть тогда торговцы отправлялись в опасные путешествия только для того, чтобы заработать. Они и сами не понимали, что невольно становились проводниками глобального культурного обмена, потому что любое произведение искусства, будь то картина, керамика или чеканка по металлу – это душа народа, отраженная в материальном.
Например, Китай был родоначальником многих начинаний и инноваций, среди них бумага, порох и фарфор, которые затем благодаря культурному обмену потихоньку распространились по всей Европе. Раньше были только книги и свитки, которые содержали знания, накопленные веками. Это было настоящее богатство, стоившее больше любого золота и драгоценных камней. И только благодаря Шелковому пути они могли попадать в другие страны, передавая знания новым народам и новым поколениям.
Художественное воплощение
Над своей картиной я работаю уже больше полугода. Но еще до этого была проведена большая работа по подготовке эскизов, сбору материалов, выбору формы. Размер картины достаточно нестандартный. Ее высота составляет три метра, а ширина – четыре метра. Для ее размещения пришлось найти даже специальное помещение подходящих размеров. После того, как картина будет закончена, мы ее аккуратно снимем и скрутим в рулон. Для этого есть своя технология, которая позволит ее не испортить. В таком виде мы отправим ее в Китай, где картину вставят в раму и поместят в галерею. Планируется, что работа будет закончена к концу августа этого года.
Я видел работы других художников, кто-то пытается отразить философский аспект этого торгового маршрута, другие выбрали исторические сюжеты, есть те, кто пытается отразить его влияние на современность. Честно говоря, все это настолько взаимосвязанно, что иногда бывает трудно что-то вычленить.
В моей картине отражена Великая китайская стена, на фоне которой в свое путешествие отправляется торговый караван. Это не документальное, а художественное произведение, которое во многом воплощает фантазию художника, это мое видение тех событий. Однако, конечно, я основываюсь на исторических фактах, так как изучил одежду, быт и в целом этнографию того времени. Все это вкупе дает понимание и достоверность того, что происходило в те далекие времена.
28.08.2019