Находки монет древнего Китая в Центральной Азии являются убедительным свидетельством активного функционирования Великого шелкового пути на самых ранних этапах его существования.
Территория современного Узбекистана располагалась в центре этого важнейшего в истории цивилизации направления международной торговли, которое позволило еще в глубокой древности осуществлять тесные контакты между Востоком и Западом, стимулируя взаимодействие культур, идеологии и искусства. Подтверждают эти выводы и новые находки древних китайских монет в Узбекистане, о важности которых рассказал известный эксперт в области китайской нумизматики, коллекционер Борис Голендер.
Подражание Поднебесной
Период интенсивных экономических отношений Китая с западными странами, когда Поднебесной империей последовательно управляли династии Тан и Сун, оставил в Узбекистане свой след в виде довольно многочисленных находок монет. Именно в это время диковинный для Запада вид денежных знаков Китая – бронзовых фэней с большим квадратным отверстием посередине – стал привычным и заслужил доверие жителей Центральной Азии. Скажем больше, бухар-худаты и ихшиды Согда начали даже выпускать подражания популярной танской монете «Кай юань тун бао».
Эти подражания обычно не соответствовали весовым стандартам китайских монет, а также часто несли на обороте династические знаки местных правителей. Первый император династии Тан приказал отливать монеты «Кай юань тун бао» в 621 году. Именно эту дату многие эксперты называют нижней границей времени возникновения производства согдийских монет так называемого «китайского типа» на территории Узбекистана.
Позже от подражаний местные правители перешли к производству собственных оригинальных бронзовых монет с квадратным отверстием посередине. Между прочим, их согдийское наименование «pny» возможно восходит к китайскому «фэнь».
Сегодня известны согдийские монеты «китайского типа», отлитые в Самарканде, Пайкенде, Кушании, Панче (Пенджикенте), Чаче и Фергане. При этом нередко в находках такие монеты встречаются с истинно китайскими, а также монетами обычного западного типа. Все эти факты с уверенностью подтверждают использование китайской технологии отливки специфических бронзовых монет с квадратным отверстием в практике денежного дела на территории Узбекистана в VII веке, а также активное функционирование Великого шелкового пути.
Из глубины времен
С другой стороны, о денежном обращении в более древний период существования Великого шелкового пути мнения нумизматов противоречивы, и любые свидетельства, а также артефакты приобретают серьезное значение для правильных суждений о функционировании важнейшего для истории цивилизации караванного пути в глубокой древности. В этом смысле находки монет дотанского периода на территории республики имеют принципиальное значение для установления истины.
В Узбекистане довольно часто находят широко известные древнекитайские монеты «у-шу», отливка которых началась при династии Старших Хань в 118 году до новой эры, то есть тогда, когда, согласно сообщению ханьского посла Чжан Цяня, среднеазиатские государства вошли в контакт с Китаем. Но значительная часть подобных находок сделана при раскопках древних могильников в Ферганской долине, а найденные монеты дополнительно просверлены, что дало право некоторым исследователям высказывать мнение о том, что китайские монеты «у-шу» служили лишь украшениями для местного населения и нашивались на одежду.
Отдельные монеты «у-шу» без просверленных отверстий, обнаруженные на различных среднеазиатских городищах, позволили академику Академии наук Узбекистана Эдварду Ртвеладзе подвергнуть сомнению версию об использовании монет древнего Китая местным населением на рубеже новой эры исключительно в качестве украшений.
Продолжающиеся находки таких монет не в могильниках, а в древних поселениях прибавляют аргументы в пользу предположения об участии китайских монет в денежном обращении на ранних этапах существования Великого шелкового пути.
Так за последнее десятилетие в городище Канка в Аккурганском районе Ташкентской области в качестве подъемного материала при проведении весенних полевых работ обнаружено целых три экземпляра монет «у-шу» без дополнительно просверленных отверстий. Обширное городище Канка является археологическими остатками торговой столицы области Чач в составе хорошо известного древнему Китаю государства Кангюй.
Этот памятник до сих пор полностью не исследован. Подъемный материал с этого городища в последнее время дал несколько тысяч монет домусульманского периода, среди которых оказались и характерные древнекитайские «у-шу». Хронология выпуска этих монет, которые, как известно, отливались в течение семи столетий, разрабатывается китайскими нумизматами уже достаточно давно. Но пока датировки их разновидностей продолжают оставаться не очень определенными.
Показанный мне экземпляр древнекитайской монеты, найденный в городище Канка в 2007 году, принадлежит к классическим разновидностям «у-шу» по размеру и начертаниям иероглифов, но ее облегченный вес свидетельствует об отливке не ранее середины I века до нашей эры. Ее вес – 2,05 грамма. Диаметр монеты – 26 миллиметров, размеры отверстия – 8 на 8 миллиметров (рисунок 1).
Интересные экземпляры
К эпохе юэ-джийских завоеваний, то есть к раннекушанскому времени относятся и находки на территории Узбекистана древнекитайских монет «хо цюань», которые приказал выпускать узурпатор ханьского престола император Ван Ман (7–23 годы нашей эры). Важно отметить, что продукция предпринятых при нем многочисленных денежных экспериментов отливалась совсем непродолжительное время, и монеты Ван Мана были изъяты из денежного обращения Китая уже в 40-е года нашей эры. Поэтому все разновидности монет Ван Мана являются значительно более определенным датирующим нумизматическим материалом, чем «у-шу».
Мне уже приходилось писать о находках монет «хо цюань», сделанных в городище Канка. В дополнение к этому стало известно, что в 2011 – 2013 годах две монеты «хо цюань» хорошей сохранности, были найдены в Бухарской области в городищах Канпирак и Варахша. На рисунке 2 представлены эти монеты, они практически идентичны и отличаются только весом (2,44 грамма и 2,61 грамма). Диаметры этих монет – 23 миллиметра, размеры отверстий – 6 на 6 миллиметров.
В последние годы стали известны находки в Узбекистане отдельных экземпляров монет древнего Китая, отлитых в период междоусобиц между падением династии Хань и воцарением императоров династии Тан. Эти денежные знаки встречаются, как известно, значительно реже, чем «у-шу» и «хо цюань». Так, например, в 2008 году в городище Ниязбаш-тепа в Ташкентской области была сделана случайная находка бронзовой монеты, выпущенной при династии Северная Ци в 553 году.
Недавно мне стало известно о двух интересных монетах, найденных в 2015 году при проведении полевых работ вблизи все того же городища Канка в Ташкентской области. На рисунке 3 показаны эти находки. Монеты отлиты в империи Северная Чжоу во второй половине VI века.
Полностью сохранившийся бронзовый фэнь выпущен при императоре Ву в 574-576 годах. Иероглифы по сторонам квадратного отверстия размером 9 на 9 миллиметров читаются сверху-вниз, справа-налево «у цинь да бу». Вес монеты – 3,60 грамма. Диаметр – 27 миллиметров.
От второй монеты сохранился только фрагмент с двумя иероглифами. Иероглиф «гуо», редко употреблявшийся на монетах, не оставляет сомнения в принадлежности этого экземпляра к характерным «большим фэням» династии Северная Чжоу. Кроме того, каллиграфический почерк «ю шу», использованный на двух последних описанных монетах, стал в Китае впоследствии очень популярен.
Легко восстанавливается надпись из четырех иероглифов, из которых сохранились на фрагменте только два: «юн (тон ван) гуо». Такие монеты отливались в империи Северная Чжоу при императоре Хуане в 579 году.
Находки в Ташкентской области редких китайских монет северных династий смутного дотанского периода истории Китая вполне объяснимы, так как царства Северное Ци и Северное Чжоу находились в дружественных отношениях с Тюркским каганатом, а последний, как известно, в VI веке приступил к систематичному подчинению восточных областей Средней Азии, в частности, государств Чача и Ферганы.
В это время торговля вдоль Великого шелкового пути, несомненно, продолжала развиваться, о чем и свидетельствуют эти находки. Учитывая скудность письменных источников, эти монеты позволяют дополнить наши представления о ранней истории Великого шелкового пути.
10.02.2020