О влиянии пандемии коронавируса на экономическое сотрудничество Узбекистана с Китаем

image003

На современном этапе важным аспектом дальнейшего реформирования в Узбекистане стала реализация Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы.

В рамках Стратегии в Год развития науки, просвещения и цифровой экономики предусматривается дальнейшее развитие всесторонних связей с зарубежными странами. К сожалению, вспышка коронавируса негативно повлияла на развитие торгово-экономических связей.

image003

По итогам первого квартала 2020 года внешнеторговый оборот Узбекистана составил 8,14 миллиарда долларов США, что на 10,2 процента меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Экспорт товаров сократился на 10,9 процента — до 3,37 миллиарда долларов, а импорт — на 9,7 процента (до 4,77 миллиарда долларов).

В последние годы одним из стратегических экономических партнеров Узбекистана стала Китайская Народная Республика. По итогам первого квартала 2020 года на КНР пришлось 16,8 процента объема товарооборота Узбекистана — 1364,3 миллиона долларов. Экспорт составил 400,8 миллиона долларов, а импорт – 963,5 миллиона долларов. За аналогичный период прошлого года объем внешней торговли составлял 1863,9 миллиона долларов: экспорт — 826,6 миллиона долларов, а импорт — 1037,3 миллиона долларов. Таким образом, товарооборот между странами снизился на 499,6 миллиона долларов или 26,8 процента.

Отрицательное влияние пандемии коронавируса можно наблюдать на примере отдельных аспектов экономического взаимодействия двух стран. Одним из важных направлений экономического сотрудничества является топливно-энергетическая сфера. Китайские компании активно участвуют в процессе изучения и освоения углеводородных месторождений Узбекистана. КНР также является одним из основных потребителей природного газа Узбекистана. По данным АО «Узбекнефтегаз», ежегодные поставки в Китай составляют около 10 миллиардов кубических метров газа.

Вместе с тем китайская нефтегазовая компании PetroChina в марте уведомила Министерство энергетики Узбекистана о возможном сокращении импорта газа из-за карантина по коронавирусу, так как большинство предприятий начали работать в ограниченном режиме или даже приостановили работу. При этом размер сокращения поставок газа в КНР и предполагаемые сроки их ограничения не были названы.

В сложившихся условиях сокращение Китаем импорта углеводородного сырья приведет к общему снижению объема природного газа, экспортируемого Узбекистаном. По мнению наблюдателей, в краткосрочной перспективе тенденция снижения поставок газа может быть преодолена, но при продолжительном сокращении отрицательно скажется на экономике Узбекистана. Кроме того, пандемия негативно повлияла на туристическую отрасль. В Узбекистане зафиксирован спад притока туристов из-за рубежа. Количество иностранных граждан, посетивших страну с целью туризма в январе-марте 2020 года, составило 1,2 миллиона человек. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года показатель снизился на 12 процентов.

На фоне пандемии коронавируса Узбекистан теряет и часть китайских туристов. Связано это, в первую очередь, с отменой прямых рейсов между странами. Власти Китая запретили местным туристическим компаниям продавать туры за рубеж, а Госкомтуризм рекомендовал туроператорам и турагентам Узбекистана приостановить продажу туров в КНР до нормализации эпидемиологической обстановки.

В целом по итогам первого квартала 2020 года, из Китая в Узбекистан прибыло всего 3,7 тысячи человек, что составляет 0,3 процента от общего числа прибывших туристов.

Согласно данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, в 2019 году больше всего туристов из стран дальнего зарубежья в Узбекистан прибыли из Китая — 61,9 тысячи человек.

Снижение потока туристов негативно сказывается на доходах отелей, ресторанов, компаний, осуществляющих деятельность в сфере воздушного и наземного транспорта. С учетом того, что Китай является поставщиком значительной части потребительских товаров и комплектующих, ограничение транспортного сообщения между странами может отрицательно сказаться и на этих сферах.

Китаю удалось остановить распространение COVID-19, в связи с чем власти страны активизируют деятельность, направленную на преодоление экономических последствий кризиса. При этом Китай также заявил об активной поддержке других стран, пострадавших от пандемии.

На фоне постепенного запуска производственных мощностей в КНР восстанавливается спрос на углеводородное сырье, потребительские товары, услуги.

Последствия пандемии для сотрудничества двух государств зависят от продолжительности и эффективности мер по предотвращению распространения данного заболевания и восстановления полного транспортного сообщения между Узбекистаном и Китаем.

Шухрат Иргашев,

руководитель отдела Центра «Стратегия развития».

УзА

22.05.2020

Источник:  http://uza.uz/ru/society/o-vliyanii-pandemii-koronavirusa-na-ekonomicheskoe-sotrudnich-21-05-2020

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter