Пандемия создала всем странам большие трудности и проблемы во многих сферах. Но есть области, где её влияние особенно болезненно. Туристическая сфера, развлечения, международные перевозки ˗ все они терпят убытки из-за карантина и закрытых границ. Давайте разберёмся, что происходит в туристическом направлении в рамках стран ШОС и как в нем отражается наступивший кризис.
Родина COVID-19 ˗ Китай. В республике раньше всех ввели строгие карантинные меры и ограничили перемещения граждан. С целью замедления распространения эпидемии, многие страны запретили въезд китайским гражданам. Тогда туристический рынок впервые почувствовал кризисные потрясения, ведь путешественники из КНР ˗ самые активные туристы в мире. До 2020 года рынок выездного туризма из Китая был самым быстрорастущим в мире.
Но несмотря на мировую пандемию коронавируса, Китай одним из первых приступил к реанимации культурно-туристической сферы своего региона.
Как отметил Генеральный секретарь ШОС В.Норов, драйвером оживления, восстановления «допандемического» уровня экономики и её последующего роста может и должен стать опыт Китая, в том числе в туристической отрасли, который успешно реализует государственно-частное партнёрство.
Такие компании, как группа «Алибаба» и другие, создали платформы, позволяющие применять передовые технологии, в том числе «большие данные», «искусственный интеллект» и другие для предоставления «бесконтактных» услуг, виртуальные туры, «облачные выставки», которые направлены на снижение эксплуатационных расходов, обмен туристическим опытом, повышение способности предоставлять качественное обслуживание.
Важно, что с помощью информационных технологий и инноваций можно будет создавать качественно новою туристическую среду в странах ШОС.
Нелегкие времена переживает туристический бизнес и в Республике Казахстан. Решение о введении ЧС и закрытии границ остановило работу большинства туристических фирм страны. «Около 98% подтвержденных поездок и мероприятий было отменено клиентами. Только с индийского рынка мы отменили около 40 групп, которые планировали приехать к нам до конца августа», – делится руководитель International Travel Plus (ITP) Оксана Серебренникова.
Среди отмененных мероприятий – крупномасштабные бизнес-события на миллионы тенге, подготовка к которым была уже полностью проведена.
Таким образом в Республике Казахстан пострадали не только туристические фирмы, но и авиакомпании, отели, рестораны, магазины и другие бизнесы, обслуживающие туристов. Крупный бизнес, который за счет масштаба и эффективного управления пережил кризисы и девальвации прошлых лет, оказался очень уязвим в текущих реалиях.
Пандемия коронавирусной инфекции внесла свои коррективы и в Кыргызской Республике. По мнению экспертов, на сегодня иностранных туристов в Киргизии можно сосчитать по пальцам. В основном это те, кто остался в стране после закрытия границ из-за угрозы распространения COVID-19.
Как констатировал министр культуры, информации и туризма республики Азамат Жаманкулов, нынешний курортный сезон из-за введенных карантинных ограничений в стране оказался провальным и были потеряны до 90% прибыли от туристической деятельности.
В Индии также наиболее страдающий от пандемии сектор это туристический бизнес. Достопримечательности, такие как, Тадж-Махал закрыты для посещения. Большинство сетевых отелей в данный момент используется государством для размещения медицинского персонала в период пандемии, такая же ситуация с крупными сетевыми ресторанами, которые снабжают питанием медперсонал.
Таким образом, государство оказало поддержку крупным сетевым отелям и ресторанам, чтобы они удержались на плаву, а вот мелкие отели и рестораны оказываются наиболее пострадавшими в этой пандемии.
Сегодня пакистанская туристическая индустрия находится в самом тяжелом состоянии за всю свою историю. Из-за пандемии COVID-19 Пакистан закрыл свои границы для путешественников из приграничных государств Афганистана, Ирана и Китая.
Международные авиапассажиры, направляющиеся в Пакистан, подвергаются термическому досмотру по прибытии. Если у вас нет никаких симптомов COVID-19, вам будет разрешен выход из аэропорта и будут даны инструкции по самоизоляции в вашем месте пребывания в течение 14 дней.
В Российской Федерации туристическая сфера, развлечения, международные перевозки также терпят убытки из-за карантина и закрытых границ. Глава Росавиации Александр Нерадько оценивает убытки российских авиакомпаний в 100 миллиардов рублей. Особенно страдает отельный бизнес в Москве, Санкт-Петербурге, на Байкале и в Дальневосточном регионе, куда чаще всего приезжали туристы из Китая и стран Евросоюза.
Несмотря на падение в России показателей внешнего туризма, данная отрасль поддерживается за счёт увеличения количества поездок внутри страны. Это положительный момент и в долгосрочной перспективе: поездки внутри страны в условиях привычного климата, санитарно-эпидемиологической обстановки и медицины будут для россиян более востребованы.
Из-за пандемии коронавируса сфера туризма в Таджикистане также начала видоизменяться: на смену зарубежным путешественникам, селящимся в отелях, пришел внутренний туризм и кемпинг. В основном, таджикистанцы предпочитают селиться в кемпинг-деревнях. Так у них есть возможность отдохнуть на природе, но под надзором опытных инструкторов.
Эксперты-аналитики из ООН оценили, какие потери понесла сфера туризма в Таджикистане из-за пандемии коронавируса. В докладе отмечается, что, несмотря на то, что туризм пока приносит незначительный вклад в ВВП Таджикистана, убытки от пандемии все равно будут значительными. По данным Всемирного банка, гости Таджикистана тратят в среднем от 800 до 1400 долларов на 6-12-дневное пребывание без учета авиабилетов, что значительно ниже среднемирового уровня. В целом туризм и гостиничный бизнес рассматриваются как сектор с большим потенциалом для экономики Таджикистана.
Также в докладе ООН отмечается, что незначительное число таджикских турфирм и гостиниц даже во время пандемии смогли «удержаться на плаву», в частности, из-за роста интереса к внутреннему туризму и отсутствия альтернативных маршрутов для путешествий из-за закрытых границ.
Правительство Узбекистана принимает меры по преодолению кризисапвызванного пандемией коронавирусной инфекции. В частности, по поддержке наиболее пострадавшей отрасли туризма.
Совместно с субъектами туристической отрасли правительство страны принимает меры по стимулированию электронных систем для широкого продвижения предложений и приема онлайн-заявлений, связанных с путешествиями по Узбекистану после пандемии. Разработан целый комплекс мероприятий по продвижению и туристического, и инвестиционного потенциала Узбекистана.
9 июня Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал новое постановление «О дополнительных мерах по развитию сферы туризма в условиях соблюдения усиленного режима санитарно-эпидемиологической безопасности».
О подробностях этого указа журналисту и блогеру Никите Макаренко рассказал заместитель премьер-министра Узбекистана, председатель Госкомтуризма Азиз Абдухакимов.
По словам Абдухакимова, сегодня Госкомитет по развитию туризма и Национальный PR-центр работают над запуском сайта online-tourism.uz, который позволит совершать виртуальные туристические поездки по стране.
«Государственный комитет по развитию туризма разработал и направил в Кабинет министров срочные меры по снижению негативного воздействия чрезвычайной ситуации на мировом туристическом рынке на туристический сектор РУ. Согласно им, после окончания карантина, связанного с предотвращением распространения коронавируса, планируется субсидировать стартап-проекты в сфере туризма, включая инновационные бизнес-идеи (особенно идеи молодежи) и программы, направленные на создание удобств для туристов,» — сообщил Абдухакимов.
Узбекистан предпринял беспрецедентные меры по гарантиям безопасности для иностранцев. Главная задача — не только сделать поездку в Узбекистан безопаснее, но и превзойти в этом другие страны. Для этого узбекская сторона пошла на революционный шаг: каждый турист получит компенсацию в размере до 3.000 долларов США, в случае если он заразится COVID-19 на территории Узбекистана, во время путешествия, организованного отечественным туроператором. Ни одна страна еще такого не предлагала.
Также большая помощь предложена предпринимателям. До 31 декабря все затраты на проведение санитарных работ на объектах, включенных в Реестр «Uzbekistan. Safe Travel Guaranteed» компенсируются из бюджета страны.
Большое внимание в Узбекистане уделяется и медицинскому туризму. Планируется, что в следующем году туристы будут приезжать к нам не только за безопасным отдыхом, но и за лечением в наших новейших частных клиниках. Этим займется новая программа «Uzbekistan — hope and healing land».
С 1 августа, были полностью открыты аэропорты Андижана, Бухары и Ургенча для международных авиакомпаний. Кстати, международному аэропорту Андижана присвоено имя Захириддина Мухаммада Бабура. Это происходит впервые в Узбекистане, для того, чтобы повысить туристическую привлекательность регионов и привлечь к ним внимание.
Еще одним новшеством в этом направлении является то, что в Узбекистане создаются туристические зоны.
За их развитие и управление будет отвечать Госкомтуризма.
Он будет планировать эти зоны, создавать удобные условия для инвесторов, продвигать их за границей Одной из таких туристских зон станет свободная туристическая зона «Чарвак».
Другие зоны создаются в Джизакской, Навоийской, Бухарской областях. Будут развиваться Тудакуль, Заамин.
В целом, можно с оптимизмом смотреть на возобновление туристического сезона в Узбекистане, что позволит стране подтвердить свой статус привлекательной туристической страны и продолжить тот успех, которого мы добились ранее.
Для этого мы, как страна, должны гарантировать безопасность туристов в новых условиях.
А предприниматели должны перестроится и оказывать услуги на качественно новом уровне, придумать новые программы, маршруты, и завлекать туристов тем, чего нет в других странах.
В то же время очевидно, что возникают новые возможности, связанные с применением современных информационно-коммуникационных технологий. ШОС, несмотря на пандемию коронавируса, имеет реальный потенциал стать в ближайшей перспективе одним из мировых экономических центров, что положительно повлияет на развитие туристической сферы стран ШОС.
Поскольку в плане совместных действий по реализации Программы сотрудничества государств-членов ШОС в сфере туризма на период 2021-2022 годов четко определены цели и задачи, конкретизированы основные направления работы, сроки начала и окончания реализации и обозначены ожидаемые результаты, данный проект несомненно послужит новым импульсом взаимодействия сторон в туристической сфере.
Из материалов интернета подготовил
Пулат Сайдакбаров
Начальник отдела СМИ и туризма
Центра народной дипломатии ШОС в Узбекистане
31.12.2020
Опубликовано: http://www.kultura.uz/view_7_r_15945.html