Азиз Абдухакимов — о развитии туризма в Узбекистане и Самаркандском полумарафоне

image001

Туризм, пожалуй, одна из тех сфер, которые наиболее остро затронуты мировой пандемией. Закрытие границ, отмена перелетов, экономическая рецессия — все это негативно сказалось на туристической отрасли. О сложностях, которые переживает сфера туризма, о том, как с ними справляются, а также о Международном благотворительном самаркандском полумарафоне мы поговорили с заместителем премьер-министра и руководителем Государственного комитета по развитию туризма Республики Узбекистан Азизом Абдухакимовым.


Как вы оцениваете успехи туристической отрасли в стране до пандемии?

Сфера туризма в Узбекистане определена стратегической отраслью развития экономики. И это неслучайно, ведь туризм — локомотив развития смежных отраслей экономики, 1$ прямого дохода от туризма дает минимум 5-7$ в соседних отраслях экономики. За последние 3 года было принято порядка 68 нормативно-правовых законодательных актов, направленных на развитие сферы туризма, произошло институциональное оформление систем управления индустрии туризма, был создан Государственный комитет по развитию туризма, его структурные подразделения в регионах, в частности, департаменты и управления туризма в регионах. Созданы новые структуры: Центр сертификации туристических услуг, Институт развития туризма, Национальный PR-центр и другие. Все они призваны содействовать представителям туристической индустрии.

И все эти эффективные реформы уже дали результаты: туристический бизнес стал активно развиваться, выросло число гостиниц, произошла диверсификация новых видов туризма. За последние годы произошел существенный прирост количества туристов, посещающих нашу страну. Если в 2016 году Узбекистан посетило 1.3 млн зарубежных туристов, в 2017 году — 2.7 млн, а в 2018 году — 5.4 млн, то в 2019-м — уже 6.7 млн человек, то есть за три года произошел пятикратный прирост. Эти показатели были впечатляющими.

Как вы оцениваете действия государства по снижению негативного воздействия пандемии на отрасль? С чем справились хуже всего, с чем — лучше? Какие выводы из этого извлекли?

Сразу нужно отметить, что к пандемии ни одна страна не была готова. Госкомтуризма на постоянной основе осуществлял мониторинг текущей ситуации в мире, так как любые кризисы — экономические, биологические, техногенные и т. д. — автоматически отражаются на индустрии туризма.

С марта 2020 года Госкомтуризма отслеживает ситуацию в стране, проводит систематические опросы у представителей сферы туризма и общественного питания, чтобы узнать, с какими проблемами они столкнулись и какие меры поддержки нужно оказать. На основании этой работы было принято три важных нормативных акта, целевых документа, которые направлены на оказание такой помощи, как выделение субсидий, грантов, отсрочки выплаты кредитов, освобождение от определенных видов налогов, которые отражены в указе президента No 6002 от 28 мая 2020 года. Все это в сумме облегчило положение тех, кто посвятил себя сфере туризма.

Приносит ли онлайн-туризм сколько-нибудь существенную прибыль?

В условиях пандемии развитие онлайн-туризма сложно переоценить, именно он сейчас помогает привлечь внимание туристов к нашей стране. Согласно статистике (исследование Harris Interactive), один из главных факторов при выборе места отдыха или посещения — это визуальная информация: панорамные 3D- изображения, видеоэкскурсии и т. д., что позволяет погрузиться в новый мир не выходя из дома. Именно поэтому мы разработали бесплатные виртуальные туры по достопримечательностям Узбекистана, которые доступны на платформах online-tourism.uzuzbekistan.traveluzbekistan360.uz и других.

РАЗВИТИЕ ОНЛАЙН-ТУРИЗМА МОЖЕТ ПРИНЕСТИ СУЩЕСТВЕННУЮ ПРИБЫЛЬ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ И УВЕЛИЧИТЬ ПОТОК ТУРИСТОВ, СТИМУЛИРУЯ ИНТЕРЕС К НАШЕЙ СТРАНЕ.

Впереди конец пандемии и перезагрузка многих отраслей во всем мире. Соответственно, позиции многих стран во многих отраслях могут измениться — есть ли у нас шанс благодаря этому резко подняться и улучшить свои позиции в рейтинге туристических стран?

Сейчас, когда мировая экономика и в том числе туристический сектор находятся не в лучшем положении, правительством Узбекистана приняты меры по стимулированию туристической отрасли. Проект Uzbekistan. Safe travel guaranteed, обеспечивающий безопасное пребывание в стране туристов и финансовую компенсацию для них в случае заражения COVID-19, а также Указ президента №6002 от 28 мая 2020 года, предусматривающий реализацию важных льгот и мер, направленных на поддержку участников туристического рынка, создают благоприятные условия для работы сектора и помогают привлекать туристов в Узбекистан.

И да, сложившаяся в некоторых туристических странах ситуация дает нам возможность «переманить» к себе туристов. И тут очень кстати выполненная за последние годы работа: развитие сферы услуг и гостиничного бизнеса, новые проекты по созданию туристической инфраструктуры — туристических зон, курортов, парков, мест отдыха и развлечений. Не последнюю роль играет и национальная кухня, подходящая как для гостей из европейских стран, так и из мусульманских государств. И конечно, гости будут рады радушию и гостеприимству узбекского народа.

Какая сейчас ведется подготовка к выходу из кризиса? Есть ли у правительства некий план «Б» на тот случай, если пандемия будет длиться дольше, чем до начала 2021 года?

На 2020 год в наших планах было увеличение количества туристов до 8 млн, но из-за пандемии, которая привела к общему сокращению туристических потоков, в том числе и в Узбекистане, туризм практически остановился. Всего в 2020 году нашу страну посетило 1.5 млн туристов.

Сегодня мы ведем углубленный анализ ситуации в мире, в отдельных странах и на потенциальных рынках туризма, откуда можно ожидать потоки туристов в Узбекистан. Анализируется ситуация по степени распространения коронавируса, оперативность решения проблем, после чего идет сортировка стран на «зеленые», «красные» и «желтые» зоны. Предварительно отобран список из 30 стран, с которыми мы планируем постепенно возобновлять туристическое сотрудничество.

Предстоит большая работа, выход на правительства, туристические агентства и министерства разных стран: в мире должны знать о принятых Узбекистаном мерах по обеспечению безопасности путешествий, в том числе по стандартам Uzbekistan. Safe travel guaranteed — подготовки туристических и культурных объектов к безопасному приему туристов, включающей все этапы сервиса.

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ УЗБЕКИСТАНА НЕ СОГНУЛА КОЛЕНИ ПЕРЕД ПАНДЕМИЕЙ, А ВСЕГО ЛИШЬ ПРИСЕЛА, ЧТОБЫ ПРЫГНУТЬ ЕЩЕ ВЫШЕ.

Согласны ли вы с мнением пессимистов, что на восстановление туристической отрасли может уйти до 5 лет?

Есть много анализов факторов и трендов, проводимых научно-исследовательскими институтами, влияющих на сферу туризма, и у каждого из них свой прогноз. Мы надеемся, что Узбекистан в течение двух лет выйдет на докризисный уровень. Для этого нужно провести целевые мероприятия, осуществить перестройку внутренней структуры Государственного комитета по развитию туризма и т. д. Сейчас мы будем больше концентрироваться на развитии внутреннего туризма, который в дальнейшем вовлечет в туристический оборот и страны СНГ.

Насколько перспективны нишевые виды туризма в нашей стране — например, экотуризм?

Экотуризм — просто отдельная тема! Развитию этой сферы у нас способствует государственная политика в области охраны окружающей среды и сохранения биоразнообразия. В республике создана развернутая сеть охраняемых природных территорий. Большой туристский потенциал имеют Чаткальский, Зааминский, Нуратинский и другие заповедники, Угам-Чаткальский национальный парк, экоцентр «Джейран» и т. д. Путешественников привлекает наше разнообразие животного и растительного миров. Важно и то, что благоприятные погодные условия в нашей стране позволяют круглый год использовать средне- и высокогорные районы для горнолыжного и пешего туризма.

Богат у нас и природно-климатический потенциал: горы с многочисленными пещерами, ледники и озера в Ташкентской области и Ферганской долине, степи, пустыни и оазисы в Навоийской и Бухарской областях, горные пейзажи в Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях, аридные ландшафты Кызылкума, крупные водоемы с богатой орнитофауной в Каракалпакстане, Джизакской и Сырдарьинской областях. Вдобавок планируется сделать акцент на уникальных природных зонах Джизакской области — Бахмале и Форишском районе, Навоийской области, Нурате, системе озер Айдар-Арнасай, Бостанлыкском районе Ташкентской области.

В ОБЩЕМ, БЛАГОДАРЯ НАШЕЙ УНИКАЛЬНОЙ ПРИРОДЕ И ПРИ БЛАГОПРИЯТНОМ РАЗВИТИИ СИТУАЦИИ СКОРО МЫ СМОЖЕМ ВЫЙТИ НА ЛИДИРУЮЩИЕ ПОЗИЦИИ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ ВО ВСЕМ СНГ.

Расскажите об открытии Международного университета туризма «Шелковый путь» в Самарканде.

Самарканд — один из ключевых пунктов на Великом шелковом пути, его значение как места пересечения торговых путей, места, где уже несколько тысячелетий развивается наука, искусство и образование, накладывает свой отпечаток. Изначально открытие кампуса мы планировали в прошлом году на 21 сентября, потому что именно в этот день ровно 600 лет назад был проведен первый урок в медресе Улугбека. Я думаю, это показало бы связь поколений и времен. К сожалению, из-за ситуации с коронавирусом пришлось отсрочить это событие, но нам все же удалось найти знаковую дату для него, ведь 18 октября — день Самарканда. Кроме этого, у нас произошло еще несколько событий: открытие туристического кишлака «Конигиль», отреставрированного здания библиотеки им. Пушкина и новой гостиницы. Все эти события стали достойным подарком к дню города.

Вообще в мире существует целая сеть университетов туризма, в которую теперь вошли и мы. И сейчас для нас главное — создать признанный во всем мире бренд нашего университета. Один из шагов в этом направлении — создание современного отвечающего всем требованиям кампуса. Сегодня можно гордиться тем, что университет размещается в одном из самых современных кампусов на основе концепции «умный кампус», и с точки зрения технической оснащенности мы находимся на достойном уровне.

Но университет — это не красивое здание и современные технологии, главное — профессорско-преподавательский состав. Для этого мы приглашаем ведущих зарубежных специалистов сферы, не забывая и про наших соотечественников. Весь процесс образования проходит на английском языке, и все преподаватели в совершенстве им владеют. Владение английским — одно из требований ко всем поступающим. Ведь бренд университета создают преподаватели и студенты, их уровень и знания, и, если студент элементарно не понимает того, что говорят преподаватели, мы не добьемся результатов. А наша цель, — чтобы наш выпускник мог устроиться по своему профилю в любую компанию в Узбекистане или за рубежом.

Вы упомянули открытие туристической деревни «Конигиль». Что вдохновило вас сделать это новой точкой в туристическом маршруте?

Я стал фанатом этого места и людей, которые производят там знаковый продукт, — самаркандскую бумагу, обладающую уникальными характеристиками. Как нам известно, обычная бумага в безопасных условиях хранится не более 200 лет, со временем она рассыпается, а самаркандская даже на протяжении 1-2 тысяч лет сохраняет свои свойства, что в 10 раз дольше. В деревне «Конигиль» ее производят по восстановленной древней технологии, которую сегодня использует Зариф Мухтаров, сохраняя таким образом славные традиции производства. Когда в очередной командировке в Самарканд я вновь побывал в этой деревне, ко мне пришла мысль, что это место со своим особым колоритом может стать необычным туристическим пунктом, после чего уже с жителями этого поселения мы стали обсуждать проект. В это время мы уже развивали проекты по созданию туристических кишлаков, махаллей, аулов, поэтому создание туристического поселения «Конигиль» органично вошло в их состав. В этом вопросе нас поддержал хоким Самаркандской области Эркинжон Турдимов, а наш департамент туризма в Самаркандской области выполнил объемную работу.

Нужно отметить, что проект был сделан быстро и не требовал каких-то колоссальных вложений: были использованы местные материалы, много работ выполнено самими жителями путем хашара, — в итоге люди смогли превратить свои жилища в места, привлекающие туристов. Они сделали свои дома источником дохода, а в этом и заключалась концепция туристических кишлаков — даже в тех местах, где нельзя поставить промышленное производство, у людей будет хороший доход благодаря туризму. В этом случае не мешает отсутствие электричества, газоснабжения, канализации или дорог, главное — удачное расположение, гостеприимство и развитое ремесленничество или наличие каких-то природных красот: гор, степей, камней, деревьев. Наш комитет определил 29 таких туристических кишлаков и махаллей, «Конигиль» — пример для остальных.


Как вы оцениваете развитие популярного сейчас бегового туризма, в частности, Самаркандского полумарафона?

Беговой туризм — совершенно новый и еще только формирующийся в нашей стране вид туризма, который при правильном подходе позволит улучшить наш спортивный статус и увеличить поток в межсезонье. По статистике организаторов, каждый иностранный участник в среднем привозит с собой еще двух человек — это либо группа поддержки, либо такие же участники. Есть приятная тенденция: беговой туризм постепенно становится интереснее и обычным туристам, просто приехавшим познакомиться с Узбекистаном. В 2019 году в Самаркандском полумарафоне приняли участие сотни иностранных гостей из 25 стран мира. В 2020 году в виртуальном забеге приняло участие 35 стран.

Приехать в другую страну, окунуться в новую захватывающую атмосферу, принять участие в забеге и заодно посмотреть местные достопримечательности — все это дорогого стоит. Те, кто хоть раз принимал участие в крупных забегах, не понаслышке знают, насколько яркие и сильные эмоции дарит такое участие, и бегуны уже на финише строят планы, как приедут на следующий забег.

В 2020 году Самаркандский полумарафон проводился в новом формате. Столкнулись ли вы с какими-то сложностями во время подготовки?

Да, для всех нас онлайн-забег — абсолютно новый формат. Конечно, не обошлось без моментов, где приходилось убеждать людей, что нельзя просто отменить живой старт полумарафона, а нужно именно заменить его виртуальным. Во-первых, из-за условий пандемии, а во-вторых потому, что многие бегуны ждут этого события. Перед нами также стояла задача провести забег в обещанные сроки. И, несмотря на все препятствия, мы были уверены, что сможем провести виртуальный забег на том же уровне, что и в 2019-м, и сделаем так, чтобы о нем говорили. Привлечь внимание бегунов и сохранить статус как у классического оффлайн-забега, в то же время привнося новые варианты участия, — эти задачи мы преследовали, продумывая общую концепцию полумарафона. Мы перенесли культурную и образовательную программы в онлайн, результаты беговой части тоже фиксировались новым способом — с помощью популярного приложения для бегунов Strava. Мы придаем большое значение и нашему сервису: от коммуникации с участниками на этапе регистрации и до отправки медалей после забега.

Следуя основной благотворительной цели, все вырученные с онлайн-забега средства Фонд развития культуры и искусства, который является главным инициатором Samarkand Half Marathon, направит на создание современной творческой студии для детей с расстройством аутистического спектра.

В целом, все задействованные муниципальные органы и привлеченные партнеры проявили интерес, понимание и лояльность, ведь мы наблюдаем, что массовые старты в разных странах отменены или тоже проводятся в онлайн-формате. Поэтому и мы не отказались от нашего полумарафона, но решили сделать его более удобным в нынешней ситуации.

Как вы считаете, станет ли полумарафон толчком к решению проблем людей с РАС?

Наша задача — дать людям толчок больше говорить об аутизме, мы хотим повысить осведомленность в этой теме среди населения. Фонд развития культуры и искусства в рамках полумарафона распространяет актуальную информацию по данной проблеме и инклюзии в целом, предоставленную партнерами и экспертами из зарубежных сообществ. Проблема аутизма — проблема всего мира.

АУТИЗМ НЕЛЬЗЯ ВЫЛЕЧИТЬ ЛЕКАРСТВАМИ, НО ОПЫТ ДРУГИХ СТРАН ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО С НИМ МОЖНО И НУЖНО НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ.

Я хочу выразить поддержку всем родителям детей с РАС, я понимаю, что каждая семья, где есть такой ребенок, вынуждена жить, сталкиваясь с непониманием в обществе. И родителям ни в коем случае нельзя опускать руки, их инициатива — фундамент успешного будущего для таких детей. А мы обязательно будем направлять все необходимые ресурсы на широкое освещение темы аутизма и развитие инклюзивной среды в стране.

Что значит этот полумарафон лично для вас?

Я счастлив, что мы можем создавать такие проекты. Samarkand Half Marathon дарит не только участникам, но и организаторам прекрасную возможность проявить свой спортивный характер и добрую благотворительную волю, почувствовать себя частью дружной команды. Для меня лично это еще и огромная мотивация улучшить собственные успехи в спортивной жизни и личным примером мотивировать коллег заниматься бегом и спортом вообще. Я большой любитель велоезды, но надеюсь, что бег тоже прочно войдет в мой образ жизни.

И вместо эпилога: что есть Узбекистан, почему турист должен посетить нашу солнечную страну?

Узбекистан — центр Великого шелкового пути и сердце Центральной Азии. Наша страна — поистине музей под открытом небом: в ней насчитывается 8.2 тысячи объектов культурного наследия, а некоторые из них включены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Туристический бренд Узбекистана формировался тысячелетиями. С момента появления Великого шелкового пути Узбекистан — связующий мост между Востоком и Западом, страна граничит со всеми государствами региона и является самым коротким маршрутом для поездок из Европы в Азию и наоборот. Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз, Термез — эти города известны во всем мире. Историко-познавательный, гастрономический, оздоровительный, MICE, горный, агро-, эко-, археологический — все эти виды туризма можно найти в Узбекистане.

И, конечно, паломнический туризм: с этой целью масса мусульманских и буддистских паломников посещает Узбекистан ежегодно. А какое незабываемое впечатление наша страна оставляет благодаря гастрономическому потенциалу! Можно смело сказать, что блюда нашей национальной кухни стоит попробовать хотя бы раз в жизни.

Традиционные ремесла Узбекистана ярки и самобытны, они формировались в течение тысячелетий и вобрали в себя традиции и обычаи народов, в разное время населявших территорию современного Узбекистана. Наконец, Узбекистан — это страна нетронутой природы, в нашей стране нет понятия сезонности туризма, каждый турист может найти для себя развлечения по своему усмотрению в любой из сезонов года. Посещая Узбекистан, вы насладитесь незабываемыми мгновениями жизни!

15.01.2021

Источник:  https://themag.uz/post/aziz-abduhakimov

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter