Киномосты ШОС: сотрудничество киношкол укрепляет диалог культур в Евразии

image003

В середине июня 2018 года в удивительном по красоте приморском городе Циндао (Китай) состоялся первый кинофестиваль стран «семьи» ШОС, который открыл новую яркую страницу в богатом и расширяющемся из года в год сотрудничестве в сфере культуры на пространстве Евразии.

image003

Выбор «столицы» первого Кинофестиваля ШОС был глубоко продуманным. Именно в Циндао в 1898 году был снят первый в Китае документальный фильм, а также первый в Китае звуковой фильм «Певица Красный пион» (1931 год). Кроме этого, свыше 110 лет назад, в 1907 году, в Циндао открыл свои двери один из первых в Азии коммерческих кинотеатров. В наши дни в Циндао располагается один из крупнейших кинокомплексов мирового уровня, где ежегодно снимается до 200 художественных фильмов и сериалов. Второй век продолжает служить зрителям и первый кинотеатр Китая, накануне своего 100-летия превращённый в уникальный музей «Киноклуб 1907 года». Посетив его, любители кино со всей планеты могут познакомиться с богатейшей историей мирового и китайского кинематографа: от первых фильмов родоначальников кино братьев Люмьер до развития кинооборудования и кинотехнологий за последние сто лет. Некоторые из экспонатов – а их в музее свыше тысячи – уникальны и не имеют аналогов в мире.

От Циндао до Душанбе

image004

Перед организаторами первого Кинофестиваля ШОС, как перед всеми первопроходцами, стояло немало сложных организационных задач и творческих целей. Их удалось достичь благодаря совместному поиску и нахождению преимуществ, которыми обладает каждая из киношкол стран «семьи» ШОС. Опора на «шанхайский дух» позволила накануне открытия фестиваля «сконструировать» богатую и разнообразную кинематографическую мозаику, отражающую специфику и достижения национальных киношкол. Такой подход, в конечном итоге, обеспечил успех Циндаоского кинофестиваля ШОС, послом доброй воли которого выступил всемирно известный киноактер Джеки Чан.

image005

В течении пяти дней в десяти кинотеатрах Циндао около 50 тысяч зрителей смогли посмотреть 55 фильмов из 12 стран, входящих в «семью» ШОС. Фильмы были предоставлены авторами и киностудиями стран-участниц. Международное жюри определило лучшие из них. Однако, гораздо важнее было то, что первый Кинофестиваль ШОС открыл новые возможности для развития диалога и налаживания взаимодействия между киношколами и деятелями кино, обмена опытом и оригинальными идеями, популяризации достижений национальных кинематографий и рождению совместных кинопроектов стран, входящих в «семью» ШОС.

Важно также, что в рамках Кинофестиваля состоялись форум киносотрудничества стран ШОС, кинорынок и другие мероприятия; успешно прошли программы тренингов по кинопроизводству и семинары кинематографистов стран ШОС; были подписаны 12 соглашений об импорте кинофильмов и сотрудничестве в области кинематографа; открылись новые перспективы для кинематографического обмена и сотрудничества стран ШОС. Кроме того, Пекинская киноакадемия запустила первую «Программу обучения кинопроизводству для стран ШОС», которая предоставляет молодым кинодеятелям возможность в течение года пройти обучение в области кинопроизводства.

Таким образом, первый Кинофестиваль ШОС в Циндао стал не только масштабным событием в культурной жизни обширного региона, обогатил практику киноиндустрий стран-участниц ШОС свежими идеями и новыми тенденциями, открыл новую страницу в непрекращающейся перекличке культур, но и внёс свой ощутимый практический вклад в развитие культурно-гуманитарного сотрудничества на пространстве ШОС.

В 2021 году, объявленном Годом культуры ШОС, у возведённого в Циндао «киномоста» появляются реальные шансы «дотянуться» до Душанбе и продолжить движение навстречу друг к другу. Конечно, со своими особенностями, но с учётом «киноуроков» и мастер-классов Циндао, помноженных на национальный, региональный и мировой опыт.

Душанбе – новая «киностолица» ШОС

image006

Республика Таджикистан, как страна, председательствующая в Организации и принимающая у себя в столице юбилейный саммит ШОС, имеет богатую и интересную кинобиографию. Достаточно вспомнить, что таджикский национальный кинематограф берет своё начало в октябре 1929 года, когда был снят и продемонстрирован документальный фильм о прибытии в Душанбе первого поезда. История игрового таджикского кино началась чуть позже, в 1932 году. Уже в те времена были не только оценены широчайшие возможности кино, но и заложены лучшие традиции национального кинематографа, получившие своё развитие благодаря сотрудничеству с коллегами по киноцеху. Все это со временем привело к широкому международному признанию таджикского кино.

Мировую известность таджикскому кинематографу, в частности, принесли фильм «Судьба поэта» (1959 г.) о великом таджикском поэте Рудаки, а также киноэпопея «Сказание о Рустаме» и «Рустам и Сухроб» (1971 г.) по мотивам эпической поэмы «Шахнамэ» («Книга царей») Фирдавси. Фильмы современных таджикских кинорежиссёров «Лазутчик», «Остров», «Присутствие», «Кош ба кош» и «Лунный папа» закрепили славу таджикского кино и были отмечены высокими наградами самых престижных международных кинофестивалей, пополнив сокровищницу мирового киноискусства.

Свою роль в становлении и развитии таджикского кино сыграли деятели кино России, Казахстана и Узбекистана, творческое и деловое сотрудничество с которыми продолжается и в наши дни. В истории киностудии «Таджикфильм» особое место занимает и совместная с индийскими кинематографистами постановка художественного фильма «Восход над Гангом» (1975 г.). За годы независимости тесные и плодотворные творческие контакты сложились с кинодеятелями Афганистана и Ирана.

Начиная с 2004 года Душанбе стал гостеприимным «хозяином» Международного кинофестиваля «Дидор», который проводится раз в два года. У него своё место под «киносолнцем»: для многих молодых авторов из региона ШОС Душанбинский кинофестиваль стал стартовой киноплощадкой в их творческой биографии. Популярность кинофестиваля из года в год растет, ширится число стран-участниц, равно как и число «открытий» молодых кинодарований, – будущих звёзд мирового кино. Другими словами, у традиционно гостеприимного Душанбе есть все слагаемые для приема Кинофестиваля ШОС, который может стать уникальной «жемчужиной» в ярком ожерелье событий Года культуры на пространстве ШОС.

Нет необходимости говорить о том положительном влиянии, которое может оказать кинофестиваль на развитие национальных кинематографий, ведь за каждой киношколой стран «семьи» ШОС стоит богатейшая история, прикоснуться к которой мечтают не только деятели кино, но и многочисленные зрители. Возьмём, к примеру, китайское кино, которое, к сожалению, все ещё не так часто можно встретить на афишах кинотеатров стран Центральной Азии и обширного региона Евразии. И это несмотря на то, что за последние два десятилетия китайский кинематограф смог добиться феноменальных успехов и внести свой весомый вклад в развитие мирового кино.

Китайское кино: полёт дракона над киноолимпом

image007

Историки китайского кино сходятся во мнении, что «киноначалом» для Поднебесной является 1905 год, когда пекинский фотограф Жэнь Цинтай снял на движущуюся ленту сцены из спектакля музыкальной драмы «Битва при Динцзюньшане». В 2005 году мне посчастливилось стать обладателем коллекции из 100 самых лучших китайских фильмов, выпущенной к столетию зарождения китайского кино. И все же, настоящий взлёт китайского кинематографа историки кино напрямую связывают с достижениями политики реформ и открытости в Китае. Именно благодаря им китайский кинематограф широко расправил крылья и взлетел на вершину мирового кино.

Достаточно отметить, что в 2018 году кинопрокат Китая впервые в истории опередил североамериканский (прокат США и Канады вместе взятых). По оценке аналитической компании Artisan Gateway к октябрю 2020 года китайский кинематограф закрепил свой успех, продав билетов в кино на сумму $1 млрд 988 млн (в Северной Америке – на сумму $1 млрд 937 млн). Примечателен и другой факт: в 2020 году самым кассовым в мире стал китайский фильм о Второй мировой войне «Восемь сотен» с результатом приближающимся к $500 млн.

Мировые кинорекорды были у Китая и раньше. В 2017 году на экраны кинотеатров вышла кинолента «Война волков 2», ставшая одним из самых коммерчески успешных фильмов в истории мирового кино — при бюджете в $30 млн сборы превысили $870 млн (!). В последние три года такие примеры уже не единичны. Причём, речь идёт не только о успехе приключенческих фильмов, но и о лентах, поднимающих глубокие социальные проблемы. К ним, в частности, можно отнести драму «Умираю, как хочу жить», которая при заявленном бюджете в $13 млн, сумела собрать $450 млн.

В Китае всенародно любят кино и активно посещают кинотеатры. По данным iiMedia Research, в 2019 году общие кассовые сборы Китая достигли 64,27 млрд юаней (в шесть раз больше, чем в 2011 году). При этом, до 75% сборов дали фильмы отечественного производства. Идя навстречу пожеланиям своего зрителя, китайские кинематографисты с 2010 по 2019 годы в два раза увеличили производство отечественных фильмов (соответственно с 526 до 1037). Как результат, в 2019 году в Топ-10 фильмов по кассовым сборам в Китае попали 8 отечественных фильмов, которые суммарно собрали 22,5 млрд юаней. В 2020 году этот рекорд был обновлён: в Топ-лист попал лишь один зарубежный фильм, который занял в нем только 10-ю позицию. Важно, что эксперты отмечают не столько кассовый, сколько качественный рост в Китае искусства кино, которое последние двадцать лет находится на подъёме и в неудержимом творческом поиске киноответов на вызовы современности.

Творчество китайских кинематографистов давно вышло за границы Поднебесной и не раз удостаивалось кинонаград самой высокой пробы. Особенно успешным стал фильм Энга Ли «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», завоевавший 4 «Оскара». Пятую золотую статуэтку привез в Китай кинодокументалист Руби Янг, который получил ее в 2007 году за фильм «Кровь округа Инчжо». При этом стоит напомнить, что деятели кино Китая 25 раз претендовали на «Оскар» в различных номинациях.

Киношколы стран ШОС: культурное многообразие – путь к успеху

image008

На главную премию Американской академии кинематографических искусств и наук в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» 34 раза выдвигались и киноленты из стран «семьи» ШОС. Обладательницей двух «Оскаров» стала, в частности, пакистанский режиссер Шармин Обаид-Чиной, чьи документальные фильмы «Спасая лица» (2012 г.) и «Девушка в реке: Цена прощения» (2015 г.) были удостоены этой престижной награды. Дважды, в 2012 и в 2017 годах за свои художественные фильмы «Развод Надера и Симин» и «Коммивояжёр» золотую статуэтку «Оскар» получал иранский режиссер Асгар Фархади.

Фильмы государств «семьи» ШОС на равных конкурируют с кинолентами ведущих киностудий мира. За два последних десятилетия кинопроизведения Китая и России, Индии и Казахстана, Турции и Ирана не раз удостаивались самых высоких наград 15 кинофестивалей «класса А», которые проходят под эгидой Международной Федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF). В их число также входят Московский, Шанхайский и Индийский кинофестивали. К числу крупнейших кинофорумов мира относится и Международный кинофестиваль «Евразия» (МКФ «Евразия»), который на ежегодной основе проводится в Казахстане. Накануне нового 2021 года в Узбекистане объявили о возрождении Ташкентского международного кинофестиваля, который в течении тридцати лет, начиная с 1968 года, считался крупнейшим в мире форумом кинематографии стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Очевидно, что в Центральной Азии и на пространстве ШОС существует огромный запрос на расширение кинематографических связей и международного сотрудничества киношкол Евразии. При регулярном проведении Кинофестиваль стран «семьи» ШОС может стать достойным ответом на этот запрос. В перспективе, при должном внимании и организации, он мог бы стать одним из самых престижных в Азии и мире. Аргументов в пользу этого более чем достаточно.

Вместе идти к киновершине успеха 

Как известно, геополитический ареал ШОС включает в себя более 40% населения Земли. Гуманитарное пространство стран «семьи» ШОС явило миру величайших мыслителей, деятелей науки и культуры, литературы и искусства. Здесь зародился Великий Шёлковый путь, переживающий своё возрождение в наши дни. В последние годы высокими темпами развивается торгово-экономическое сотрудничество, набирает силу Инициатива «Пояс и Путь» и ее сопряжение с Евразийским экономическим союзом. Результаты крепнущей дружбы и сотрудничества в рамках Организации положительно сказываются на жизни людей, преобразовании региона и его процветания. Разительные перемены открывают множество тем для кино самых различных жанров. Кинофестиваль ШОС мог бы стать своеобразной экспериментальной творческой кинолабораторией для отражения и осмысления процессов, идущих на пространстве Евразии. Кинокладовая ШОС не только бережно хранит и накапливает «несметные сокровища» разнообразных сюжетов, но и открывается для самых настойчивых «кинокладоискателей», вдохновляет их на создание шедевров.

image009

К ним смело можно отнести создателей фильма «Композитор», посвящённого судьбе великого и легендарного китайского композитора Сянь Синхая, автора знаменитой кантаты «Желтая река». Фильм стал первым совместным кинопроектом Китая и Казахстана. В ноябре 2019 года в Лос-Анджелесе фильм получил сразу четыре престижных награды Golden Screen Awards: «Лучший фильм», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль» и «Лучшая музыка». Убедительный успех!

Практика создания совместных фильмов набирает силу. Самые свежие примеры – фильмы российско-китайского производства «Последняя битва на черноземе» и «Вместе с Григорием Кулишенко» (оба 2015 год), выход на экраны которых был приурочен к 70-летию Великой Победы. В апреле 2018 года зрители обоих стран были покорены российским мультипликационным фильмом «Снежная королева 3: Огонь и лед», в создании которого принял участие Китай. Но самым щедрым на кинопремьеры совместных проектов России и Китая стал 2019 год: «Песня Лингшуи», «Как я стал русским» и, наконец, «Тайна печати дракона: Путешествие в Китай» подтвердили, что одна из формул успеха фильмов у зрителей может быть заключена в синергии творческих сил киношкол.

Фильмографию совместных фильмов, созданных кинематографистами стран ШОС за последние два десятилетия, можно продолжить. С каждым годом их становится все больше, вне зависимости от уровня развития национальных киноиндустрий. Многие совместные кинопроекты завоевали симпатии зрителей не только в своих странах, но и далеко за их пределами. Кинофестиваль ШОС, участниками которого являются страны с богатейшей киноисторией и талантливыми деятелями кино, развитой инфраструктурой кино и фантастической природой для натурных съёмок, открывает широчайшие возможности для расширения границ сотрудничества. Нет сомнений, что организаторы и участники Кинофестиваля ШОС в Душанбе воспользуются имеющими у них преимуществами, сложение которых выведет кинематограф стран «семьи» ШОС на новую траекторию развития.

Автор: доктор политических наук, почётный профессор Института Тайхэ, экс-Генеральный секретарь ШОС (2016-2018 гг.)

03.02.2021

Источник:  http://russian.people.com.cn/n3/2021/0202/c95181-9815500.html

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter