В этом году 24 апреля в третий раз отмечался Международный день многосторонности и дипломатии во имя мира, провозглашенный в соответствии со специальной резолюцией 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 2018 года.
Установление этой даты призвано подчеркнуть основополагающее значение целей и принципов, закрепленных в Уставе ООН, для продвижения коллективного строительства прочного и устойчивого мира и достижения общих целей.
Последние тенденции развития глобальных политических, социальных и экономических процессов отчетливо свидетельствует о востребованности многосторонней дипломатии в поиске ответов на ключевые вызовы современности.
Очевидно, что последним таким вызовом и, по-видимому, самым серьезным из них стала пандемия коронавирусной инфекции, которая спровоцировала не только полномасштабный эпидемиологический кризис, но и экономическую рецессию, подъем протекционистских и изоляционистских настроений и кризис глобального управления в целом.
В ряде стран отдельными политическими силами была поставлена под сомнение деятельность ведуших многосторонних институтов, как это было в случае с ВОЗ. Кроме того, отсутствует какое-либо серьезное продвижение в реформировании существующих международных финансовых институтов, а также в формировании всеобъемлющих подходов к борьбе с широким спектром нетрадиционных вызовов и угроз, включая терроризм, незаконный оборот наркотиков организованную преступность, киберпреступность, нелегальную миграцию, изменение климата и т.д.
Даже возникновение новой эпидемии привело не к сплочению ведущих мировых держав и сложению их потенциалов в интересах скорейшей разработки вакцины и оказания соответствующей помощи развивающимся странам, а к ложной политизации пандемического кризиса и опасному феномену «вакцинного национализма».
Параллельно обострились застарелые проблемы, связанные с проблематикой безопасности в её традиционном измерении: расшатывание основ глобальной стратегической стабильности, угроза новой гонки вооружений, риски милитаризации космоса.
Возникновение новых и сохранение старых вызовов международной безопасности и стабильности и устойчивому развитию планеты требует качественного переосмысления и перезагрузки понятия «многосторонность».
Несмотря на создание ООН как универсальной международной организации, ответственной за поддержание мира и безопасности и развитие экономического и гуманитарного взаимодействия, опыт биполярного противостояния времен «холодной войны» способствовал весьма искаженному восприятию самой идеи многостороннего сотрудничества преимущественно в контексте формирования наднациональных структур, основанных на жесткой блоковой дисциплине.
К сожалению, этот стереотип сохранился и в нынешнюю эпоху, имеет немалое число влиятельных политических сторонников. В подобной логике деятельность любой многосторонней организации, особенно на региональном уровне, рассматривается и анализируется исключительно через призму её эволюции в глубоко интегрированный военно-политический или экономический альянс.
Между тем в современном мире рельефно наблюдается тенденция перераспределения и выравнивания глобального баланса сил за счет становления новых центров экономического развития, прежде всего в Азии.
Одновременно углубляется взаимосвязанность и взаимозависимость между всеми участниками международных отношений.
Соответственно, возрастает естественная потребность в поиске точек соприкосновения и достижении консенсуса по всему перечню вопросов, находящихся в глобальной повестке дня. Однако эффективное выполнение этих задач становится возможным лишь в рамках гибкого и открытого дипломатического общения, исключающего выработку принципиальных решений в узком элитарном кругу и навязывание странам каких-либо обязательств в ущерб их легитимному стремлению развивать многовекторную политику.
Одним из наиболее наглядных примеров структурного оформления такого типа открытого взаимодействия в начале XXI века стало создание Шанхайской организации сотрудничества.
ШОС изначально позиционировала себя как организация нового типа, конструктивно и содержательно дополняющая многопрофильные усилия Организации Объединенных Наций на региональном уровне.
Если внимательно проанализировать Хартию ШОС, то будет не трудно заметить полную созвучность данного документа с Уставом ООН.
Её государства-участники подтвердили готовность совместно обеспечивать региональную безопасность, взаимодействовать в предотвращении и мирном урегулировании международных конфликтов, содействовать всестороннему и сбалансированному социально-экономическому развитию, поощрять взаимовыгодное гуманитарное сотрудничество с опорой на принципы равноправия, мирного разрешения споров, взаимного учета интересов, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.
При этом четко декларируется ненаправленность ШОС против других государств и международных организаций.
Впоследствии данный подход нашел свое отражение в Стратегии развития ШОС до 2025 года (принята в 2015 году), в которой зафиксирован курс на её совершенствование как многопрофильной региональной организации, не предусматривающей формирование военно-политического союза и экономического интеграционного объединения с образованиями наднациональных институтов управления.
Демократичность внутренней архитектуры Организации делает её привлекательной платформой для взаимодействия государств, представляющих различные цивилизационно-культурные ареалы Евразии и обладающих разновесомым военным, политическим, экономическим и демографическим потенциалом.
Присоединение Индии и Пакистана окончательно превратило ШОС в один из наиболее авторитетных институтов трансрегионального партнерства.
Организация последовательно продвигается к статусу ведущей многосторонней площадки на обширном евразийском пространстве по комплексному обсуждения вопросов, связанных с совместным обеспечением региональной безопасности и стабильности и выполнением Целей устойчивого развития ООН. Эта перспектива станет особенно заметной, если прибавить к Большой шанхайской «восьмерке» 10 государств-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС, разделяющих схожие подходы по большинству вопросов.
15 июня 2021 г. нашей Организации исполнится 20 лет. С учетом этого знаменательной события хотелось бы вкратце охарактеризовать некоторые контуры дальнейшего развития ШОС в контексте продвижения и укрепления принципа многосторонности.
Московская декларации Совета глав государств государств-членов ШОС (утверждена 10 ноября 2020 г.) подтвердила нашу общую приверженность укреплению роли Организации в качестве одной из опор формирующегося более представительного и справедливого миропорядка, основанного на верховенстве международного права, равноправном партнерстве государств, уважении цивилизационного многообразия и самостоятельном выборе народами пути своего политического и социально-экономического развития.
В предстоящие годы в мире продолжатся динамичные перемены, связанные с укреплением регионального уровня глобального управления, усилением позиций развивающихся стран и ростом взаимозависимости государств вследствие глобализации и технологического прогресса.
Всеобъемлющий и взаимопроникающий характер глобальных вызовов и угроз требует соблюдения всеми участниками международных отношений универсальных принципов равной и неделимой безопасности, которые одинаково применимы к евроатлантическому, евразийскому и азиатского-тихоокеанскому пространствам.
В этой связи мы продолжим налаживать и укреплять сеть горизонтальных партнерских связей с другими крупными региональными объединениями.
Придаем приоритетное значение наращиванию взаимодействия с ОДКБ, СНГ, СВМДА и АСЕАН в интересах взаимодополнения и синхронизации наших усилий с учетом основных направлений деятельности перечисленных организаций.
Кроме того, по линии Секретариата ШОС весьма активно развиваются контакты с ОБСЕ и Лигой арабских государств, способствующие взаимовыгодному и предметному обсуждению проблем безопасности и устойчивого развития в рамках всего евразийского континента.
С каждым годом усиливается международный интерес к деятельности Региональной антитеррористической структуры ШОС, установившей партнерские связи с такими ведущими специализированными структурами, как Управление ООН по контртерроризму, Международная организация уголовной полиции (Интерпол), Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, Африканский центр по изучению и исследованию терроризма и др.
В Стратегии развития ШОС до 2025 года обозначена усиливающаяся взаимосвязь между безопасностью и процветанием государств. Обновленным Планом действий по её реализации предусмотрен целый перечень мероприятий, направленных на углубление торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия в рамках ШОС, а также повышение гуманитарного профиля Организации, в том числе в сферах образования, науки, здравоохранения и охраны окружающей среды.
При этом государства-члены намерены уделять повышенное внимание сопряжению сонаправленных интеграционных инициатив, ориентированных на совместное развитие и достижение всеобщего выигрыша. В качестве примера можно привести текущую координацию строительства Евразийского экономического союза с китайской инициативой «Один пояс, один путь» (ОПОП).
Данный формат взаимодействия предусматривает максимально гибкие формы подключения отдельных стран к его работе через их вовлечение в совместные торговые, финансовые, инфраструктурные, гуманитарные и культурные проекты.
По оценкам авторитетных западных аналитиков, к 2030 году на Китай, Индию и Россию, являющихся странами-локомотивами ШОС, будет приходиться до 60% мирового ВВП, что, безусловно, внушает глубокий оптимизм в перспективы выстраивания действенных экономических механизмов в нашем регионе.
Отрадно, что многоплановые усилия государств-членов Организации получают должный отклик на самом высоком международном уровне. Так, в ноябре прошлого года в ходе интерактивной встречи с главами региональных объединений Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш дал позитивную оценку подходам ШОС к борьбе с пандемией COVID-19, мирному урегулированию региональных конфликтов, в том числе в Афганистане, а также укреплению открытой, инклюзивной и недискриминационной многосторонней торговой системы.
Уверен, что дальнейшее неизменное следование принципам «шанхайского духа», основанного на взаимном доверии и выгоде, взаимных консультациях и движении к совместному развитию, будет способствовать дальнейшему укреплению имиджа ШОС как одной из эффективных региональных опор современной многосторонней дипломатии.
«Жэньминь жибао» онлайн —
26.04.2021
Источник: http://russian.people.com.cn/n3/2021/0426/c95181-9843741.html и http://russian.people.com.cn/n3/2021/0426/c95181-9843741-2.html