Сегодня, когда большинство стран мира не смогли добиться серьезных успехов в борьбе с пандемией, Китай, который первым столкнулся с этой угрозой, демонстрирует ошеломляющие успехи. Практически полное отсутствие в Поднебесной вируса и рекордный рост экономики на 18,3 процента по итогам первого квартала этого года заставляют многих экономистов и политиков присматриваться к китайской системе управления, во главе которой стоит Коммунистическая партия. Многие говорят, что капиталистическая модель развития провалила экзамен на ковид, а страна, государственный механизм которой долгое время называли устаревшим, продемонстрировала свою эффективность. Поэтому опыт построения социализма с китайской спецификой становится все более востребованным во всем мире.
История успеха
Один из ключевых моментов в успешности китайского метода противостояния вирусу – высокая способность властей всех уровней к социальной мобилизации. Разветвленная сеть ячеек компартии на местах позволила оперативно довести до населения необходимую информацию о коронавирусе и методах борьбы с ним. В результате этой грамотной информационной кампании китайцы поддержали политику властей по строгому соблюдению мер карантина и резкому ограничению мобильности. Благодаря этому уже к апрелю 2020 года распространение инфекции удалось остановить, и КНР переключилась на борьбу с импортными случаями заражения.
Си Цзиньпин в самом начале борьбы с вирусом заявил, что вся страна должна действовать по единому плану в общих интересах и для этого крайне важно обеспечить согласованность мер реагирования. «Концентрировать ресурсы ради больших задач – это крупнейшее преимущество социалистического строя Китая. Когда один регион нуждается в помощи, она к нему приходит со всех уголков страны», – отмечал он, подчеркивая преимущества созданной в стране системы управления.
Сегодня можно с уверенностью говорить, что Китай – самая безопасная в эпидемическом плане страна. Хотя иногда здесь и появляются отдельные завозные случаи заражения COVID-19, но жизнь населения в целом уже вернулась в нормальное русло, тем не менее люди по-прежнему соблюдают все меры индивидуальной защиты – носят маски и используют великолепно проявивший себя «код здоровья». Эти успехи неразрывно связаны с руководящей ролью Компартии во главе с Си Цзиньпином, который давал четкие распоряжения по борьбе с пандемией, исходя из принципа «человек и его жизнь – превыше всего».
22 января 2020 года, когда в стране началась эпидемия, председатель КНР распорядился временно заблокировать провинцию Хубэй и город Ухань. В первый месяц эпидемии он провел четыре заседания Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, посвященные вопросам сдерживания эпидемии, в ходе которых призвал укрепить уверенность населения в победе над вирусом, объединить все усилия, предпринять необходимые лечебно-профилактические меры и гибко подходить к решению возникшей проблемы. В дальнейшем именно эти установки легли в основу противоэпидемической стратегии страны.
Под руководством ЦК КПК во главе с Си Цзиньпином Поднебесная в течение более месяца сдержала распространение эпидемии, затем в течение двух месяцев было снижено число ежедневного прироста новых случаев, а за три последующих месяца – достигнуты значимые успехи в противоэпидемической работе в Ухане и провинции Хубэй. Таким образом, всего спустя примерно полгода страна, вступившая в борьбу с неизвестным доселе врагом, победила на всех фронтах.
Принимая участие в дискуссии с делегатами из Внутренней Монголии на сессии Всекитайского собрания народных представителей в 2020 году, Си Цзиньпин вновь отметил важность принципа «человек и жизнь – превыше всего», подчеркнув: «Ради защиты жизни и здоровья народа мы за ценой не постоим».
С начала эпидемии многие страны заботились лишь о своем экономическом развитии, и только Китай бросил все силы на спасение народа, не задумываясь о деньгах. Как сказал знаменитый китайский эпидемиолог Чжун Наньшань: «В чем состоит основное право человека? Это право на здоровую жизнь – это самое важное из прав человека. Ведущей установкой здесь служит принцип председателя КНР Си Цзиньпина – жизнь превыше всего».
Правильные выводы
Эксперты говорят, что сегодня можно выделить четыре ключевых момента, которые ярко демонстрируют успехи Поднебесной в борьбе с пандемией.
Во-первых, это восстановление экономики. Благодаря тому, что КНР оперативно обуздала распространение COVID-19, ей удалось восстановить экономический рост. Объем китайского ВВП за три первых месяца этого года достиг 24,9 триллиона юаней (примерно 3,81 триллиона долларов). Промышленное производство увеличилось в годовом исчислении на 24,5 процента, объем розничных продаж потребительских товаров достиг 10,5 триллиона юаней (около 1,61 триллиона долларов), увеличившись на 33,9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом важно, что рост отразился и на благосостоянии граждан. Номинальный доход на душу населения в Китае за январь-март вырос в годовом исчислении на 13,7 процента и составил 9730 юаней (примерно 1490 долларов). Доход жителей сельской местности увеличился на 16,3 процента (до 5398 юаней или 826 долларов), горожан – на 12,2 процента (до 13120 юаней или 2009 долларов).
В целом КНР стала единственной в мире крупной экономикой, которая смогла отойти от пандемийных шоков и вернуться к докризисным показателям.
Во-вторых, на дипломатическом фронте Китаю удалось добиться отмены национальной привязки коронавируса. Особенно активно на самом высшем уровне навешивание национального ярлыка на новую инфекцию педалировал Вашингтон. Несмотря на усилия американцев, сегодня уже мало кто называет вирус «китайским», стихли слабообоснованные призывы требовать с КНР компенсацию за распространение коронавирусной инфекции. Против политизации коронавируса и навешивания ярлыков выступили многие страны мира.
Все больше вопросов относительно места происхождения коронавируса нового типа возникает и в научных кругах. Большинство исследователей сходятся в том, что китайский Ухань является местом первой вспышки, но не происхождения коронавируса нового типа.
В-третьих, Китай стал единственной страной в мире, где было разработано свыше 10 различных вакцин от COVID-19. Местные ученые при сотрудничестве с зарубежными партнерами провели широкие клинические исследования, доказав их безопасность и эффективность.
На финишную прямую вышли исследования четырех типов вакцины, они уже запущены в широкое производство. В 2021 году Китай намерен выпустить миллиард доз вакцин от коронавируса нового типа. Официальный Пекин неоднократно заявлял, что китайские препараты будут доступны и зарубежным партнерам. На сегодня КНР уже безвозмездно предоставила свои вакцины 53 развивающимся странам, также они экспортируются в 22 государства, в том числе Узбекистан, Бразилию, Индию, Мексику, Турцию.
Скажем больше, в начале мая Всемирная организация здравоохранения рекомендовала вакцину китайской Sinopharm для экстренного применения. Гендиректор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус отметил, что благодаря данному решению препарат теперь можно приобрести для глобальной инициативы COVAX – программы по обеспечению равного доступа к вакцинам по всему миру. Кроме того, одобрение препарата Sinopharm со стороны ВОЗ дает странам уверенность в ускорении получения разрешения на использование данной вакцины их регулирующими органами, отметил он.
В-четвертых, Поднебесная пошла на серьезный шаг, введя полный мораторий на торговлю и употребление в пищу дикой фауны. Ученые уверены, что коронавирус нового типа пришел из дикой природы. Чтобы не допустить повторения подобных инцидентов, в Китае был принят документ «О всестороннем пресечении незаконной торговли дикой фауной, искоренении вредной привычки употребления в пищу мяса диких животных, надлежащей защите жизни, здоровья и обеспечения безопасности народных масс».
Запрет при этом не распространяется на водную фауну – кроме водных млекопитающих. Исключение также составляют представители дикой фауны, которых уже традиционно разводят для употребления в пищу – таковыми названы голуби и кролики. Позже власти уточнили, что можно есть и земноводных: некоторые виды черепах и лягушек.
10.06.2021