«Я нервничала, когда впервые встретила туристов. С годами я стала увереннее и все больше люблю свою работу, связанную с общением с туристами со всего мира», — сказала Ани Баятихан, 38-летняя жительница казахской деревни Кокэхула в Чанцзи-Хуэйском автономном округе Синьцзян-Уйгурского автономного района /СУАР/ на северо-западе Китая.
Ани является гидом местного парка с казахским национальным колоритом, где она работает уже 11-й год. Парк был создан при поддержке местного правительства в целях дальнейшего развития туризма в соответствии с планом о модернизации туристической зоны государственного уровня Тянь-Шань Тяньчи.
Деревня Кокэхула расположена у подножия гор Тянь-Шань, которые были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 13 лет назад Ани вышла замуж и приехала со своим мужем сюда, в его родную деревню, где на тот момент все сельчане из 102 домохозяйств в основном занимались выпасом скота.
Благодаря развитию туризма, местные жители, включая жителей деревни Кокэхула, получили реальную выгоду, устроившись на работу в этом парке и занявшись такими профессиями, как гиды, повара, артисты казахского ансамбля песни и пляски.
«Раньше они зарабатывали чуть более 10 тыс. юаней /около 1 549 долл. США/ в год. Теперь некоторые семьи могут заработать в пять раз больше», — сказала начальник парка Вэй Шухуа.
Парк предлагает посетителям насладиться культурными программами в рамках 16 туристических проектов: посмотреть представление с казахскими песнями и танцами, оценить тонкости традиционной техники валяния войлока и попробовать блюда казахской кухни.
«Казахи гордятся своей богатой историей, и этот парк представляет собой прекрасную площадку для демонстрации их культуры и истории», — сказала представитель управляющего комитета туристической зоны Тянь-Шань Тяньчи Бай Яньлин.
Из-за своеобразных погодных условий в этих местах жители-скотоводы деревни Кокэхула могут работать в парке только с мая по октябрь. Несмотря на это, в «мертвый» сезон, когда парк закрыт на длительные зимние каникулы, всем работникам парка выплачивается базовая зарплата.
«Однако мы не беспокоимся об уменьшении своих доходов, потому что в близлежащем горнолыжном курорте нас ждет множество вакансий», — сказала Ани.