Современный мир ищет новые подходы для дальнейшего развития. Капитализм во многом себя не оправдал, создав гигантское расслоение между богатыми и бедными слоями населения по всей планете. Поэтому сегодня главная задача для мозговых центров – выработать и предложить всему миру приемлемую модель, которая позволит сократить этот разрыв и правильно распределять накопленные богатства между теми, у кого они в избытке, и нуждающимися. Активно в эту гонку смыслов в последние годы включился и Китай, который не только поборол абсолютную бедность, но и готов пойти дальше – построить общество, где все будут умеренно богатыми.
Слово лидера
В Пекине в середине августа состоялось важнейшее совещание по экономическим и финансовым вопросам развития страны. Глава КНР Си Цзиньпин выдвинул на нем идею «всеобщего процветания», а также тезис о том, что все китайцы должны быть «умеренно богатыми». Для выполнения этой задачи власти планируют принять ряд мер, включая ограничения на чрезмерные доходы и требование к богатым возвращать обществу больше средств.
«Всеобщее процветание – это процветание всех людей. Это материальная и духовная жизнь народа. Это не процветание отдельных немногих граждан и не всеобщая уравниловка», – подчеркнул китайский лидер.
Си Цзиньпин также обратился к китайским миллиардерам, ряды которых постоянно пополняются. В рамках схемы, называемой «третье распределение», состоятельные китайцы должны будут вносить больший вклад в достижение общего процветания по всей стране к середине XXI века. «Мы должны разумно скорректировать чрезмерные доходы и побудить людей и компании с высокими доходами платить больше обществу», – подчеркнул лидер Китая.
При этом важно понимать, что всеобщее процветание будет заключаться не в усреднении доходов, а в создании более справедливого общества, в котором каждый будет иметь возможность добиться успеха и накопить богатство. Чтобы достичь своих целей, власти страны намерены в ускоренном темпе усовершенствовать рыночную экономику, сбалансировать развитие регионов, скоординировать развитие промышленности, поддержать малый и средний бизнес.
Интересно, что крупнейшие китайские компании уже откликнулись на это обращение главы КНР. Так, например, в течение ближайших лет только Alibaba вложит 100 миллиардов юаней (примерно 15,5 миллиарда долларов) в программу всеобщего процветания. Эти средства будут потрачены по 10 направлениям, включая технологические инновации, развитие экономики, создание высококачественных рабочих мест, а также поддержку уязвимых социальных групп.
Инициативы Си Цзиньпина поддержал еще один техногигант – Tencent. В компании заявили, что удвоят объем средств, выделяемых на социальные инициативы, до 100 миллиардов юаней. Деньги пойдут на развитие сельских регионов и повышение уровня доходов представителей нуждающихся социальных групп. Также миллиарды долларов на социальные нужды пожертвовали председатель правления производителя электроники Xiaomi Лэй Цзюнь, глава крупнейшей торговой платформы сельхозпродукции Pinduoduo Колин Хуан, а также владелец крупнейшего сервиса доставки продовольственных товаров Meituan Ван Син.
Задачи на перспективу
Главная цель этих преобразований – через 15 лет Компартия намерена превратить Китай в страну со среднемировым уровнем ВВП на душу населения с нынешних 10 тысяч до примерно 20 тысяч долларов в год. С учетом размера населения – это весьма амбициозная задача. Сейчас в Китае к группе со средним уровнем доходов относят около 400 миллионов человек, на следующем рубеже ее численность приблизится к миллиарду.
Для сравнения: в СССР также придавали большое значение росту благосостояния населения. Но в условиях экономической замкнутости и постоянного дефицита потребительских товаров продемонстрировать превосходство над Западом никак не удавалось. Китай решает аналогичную задачу в условиях рыночной экономики, благодаря которой была окончательно закрыта проблема бедности и начато движение к уровню модернизированного социалистического государства с постепенным сокращением социального неравенства.
По словам экспертов, если Китаю удастся задуманное, то он превратится в огромный потребительский рынок, за который будут соперничать производители со всего мира. Страна станет неуязвимой для мировых кризисов и внешних шоков: внутреннее потребление поможет наладить производство всех необходимых товаров и услуг, включая высокотехнологическую продукцию, и даст возможность поддерживать спрос на нее на должном уровне без оглядки на зарубежные рынки. Первым шагом в этом направлении стал 14-й пятилетний план на 2021-2025 годы и новая политика экономического развития.
При этом важно понимать, что теперь китайская экономика переходит от количества к качеству. Иного пути нет, ведь дешевые товары могут производить лишь дешевые работники, неспособные обеспечить высокий платежеспособный спрос внутри страны. Китай намерен конкурировать в сфере инноваций и современных технологий, используя преимущества в сфере высшего образования, наличие большого количества квалифицированных кадров. Китайские инженеры и ученые идут на смену труженикам пошивочных цехов, и их зарплаты будут не ниже западных, а значит, смогут обеспечить то самое справедливое общество и умеренное богатство.
Аналитики американского финансового конгломерата Morgan Stanley считают, что постановка задачи на достижение всеобщего процветания подтверждает стремление Пекина к изменению баланса в экономике в сторону трудящихся, к борьбе с социальным неравенством при помощи перераспределения доходов, налогов, социальной защиты и всеобщего образования. Главной же целью нового витка борьбы с неравенством, считают американские экономисты, станет увеличение доли в экономике группы граждан со средним уровнем доходов.
Но здесь принципиально важно понимать, что Пекин не ставит перед собой задачи пустить крупный бизнес «под нож», обкладывая его дополнительными поборами, а потом и вовсе национализировав гигантов собственной экономики. В своем выступлении Си Цзиньпин напомнил, что ценность идеи позволить некоторым людям стать богаче других сохраняется, но при повышении требовательности к этим лицам, к поощрению их отдавать больше обществу.
Эксперты подчеркивают, что в качестве первоочередной меры руководство Китая ставит задачу увеличить прямые налоги и сократить косвенные. Так, богатые часто имеют несколько домов, поэтому необходим дополнительный налог на недвижимость. Обычные люди, как правило, имеют только один или два дома, поэтому они, возможно, не должны платить налог на имущество. То есть введение дополнительного налога могло бы помочь в распределении доходов, а также регулировать цены на рынке жилья.
Также рассматривается вопрос введения налога на наследство, который в некоторых странах взимается в размере до 50 процентов. Налог играет важную роль в регулировании распределения богатства и поощрении молодых людей к самообеспечению, но в настоящее время в Китае его нет. И это только часть глобальных реформ, которые направлены на создание общества высокой зажиточности к 2035 году. Но в целом тенденция понятна: богатым предложено поделиться сверхдоходами. «Мы помогли вам в свое время стать миллиардерами и миллионерами – сейчас вы должны помочь обществу выйти на новую ступень развития» – именно так выглядит посыл китайских властей для очень богатых людей.