Индикаторы развития. Как IT-сектор превратился в главную точку для роста в отношениях Узбекистана и КНР

2

Мир становится все более технологичным. Роботы, автоматизированные технологии, умные города – это уже не просто мечты фантастов, а реальность, которая двигает экономику и производство вперед. Эксперты говорят, что страны, которые не будут заниматься разработкой и внедрением новых технологий, ждет незавидная участь ресурсного придатка для лидеров глобального рынка. Особенно это касается так называемого технологического и цифрового суверенитета, который будет выступать одним из главных индикаторов в самостоятельности принятия решений властями.

В Узбекистане, прекрасно понимая стоящие перед страной вызовы, делают ставку на появление молодых кадров в IT-сфере, активно развивая образовательные проекты, а также работают со стратегическими партнерами, один из которых Китай, по созданию новых производств и внедрению современных технологий.

Движение вперед

Информационные технологии в последние годы стали уже не просто одним из важнейших индикаторов развития стран и регионов мира, а прежде всего драйвером в дальнейшем стимулировании глобальной экономики. Эксперты говорят, перспективы IT безграничны, ведь именно они за последние полвека не просто вошли в наше общество, а стали его стержневой основой.

Современные информационные технологии позволяют улучшать качество государственного управления, повышать эффективность бизнеса, открывают новые возможности для образования, обеспечивают всесторонний доступ к знаниям и информации. И это лишь небольшая часть огромного массива, который сегодня занимает IT в нашей жизни. Важно, что стратегическим партнером для Узбекистана в мире больших технологий стал именно Китай, который сегодня является лидером во многих высокотехнологичных сферах.

The-China-robotics-market.jpg

В ближайшее десятилетие IT будут главным драйвером развития национальной экономики КНР

 

Своеобразной отправной точкой для сотрудничества двух стран в этом направлении стало подписанное в марте 1992 года соглашение о сотрудничестве в сфере науки и техники. После этого контакты шли только по нарастающей. Именно Поднебесная выступила источником льготных кредитов и поставщиком оборудования для построения первых телекоммуникационных сетей. Так, например, в 2004 году стороны подписали соглашение о сотрудничестве в сфере телекоммуникаций, а Национальный банк Узбекистана получил кредит на 300 миллионов долларов на реализацию различных проектов. Кроме того, китайское правительство согласилось предоставить безвозмездную помощь в плане поставок обучающих компьютерных систем.

По оценкам экспертов, именно на этот период пришелся первый серьезный пик научно-технического сотрудничества и рост объемов китайских инвестиций в узбекские технологичные проекты. Уже в 2005 году в стране действовало свыше ста компаний с участием китайского капитала, и значительная часть из них работала в сфере информационных технологий.

При этом один из лидеров высоких технологий в Поднебесной – Huawei – открыл свой офис в Узбекистане еще в 1998 году, а первый учебный центр – в 2005 году. Именно наша страна стала для китайской компании точкой проникновения на рынки Центральной Азии и Кавказа. Поэтому не случайно, что Узбекистан был выбран в качестве места, где в 2010 году осуществлен запуск первой в СНГ и Центральной Азии сети 4G на базе технологии LTE.

Новое дыхание сотрудничество стран в высокотехнологичной сфере обрело после выдвижения Китаем инициативы «Цифровой шелковый путь». В его рамках ключевым партнером нашей страны стала Huawei, приступившая совместно с местными компаниями к формированию концепций «умный город», «умная махалля» и «умный хокимият», а также скорейшей цифровизации внутренних процессов государственных органов, которые являются основой для создания «умного» правительства.

840px-2020-07-09T000000Z_1534703039_RC2PPH9GMNYR_RTRMADP_3_CHINA-TECH.jpg

Через пять лет Китай намерен стать лидером в сфере искусственного интеллекта

 

Особое место среди всех проектов Huawei в Узбекистане занимает комплекс работ в рамках запуска системы «Безопасный город».

Обсуждение реализации этой инициативы началось еще около трех лет назад. Основная цель – улучшение качества жизни граждан за счет повышения общего уровня безопасности среды обитания, снижения социально-экономического ущерба от происшествий, а также кризисных и чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время данная инициатива остается в фокусе властей Узбекистана, но есть вопросы, по которым должно быть достигнуто соглашение всех партнеров, поэтому контакты и переговоры продолжаются. С точки зрения технологий для создания системы препятствий нет, сама концепция уже хорошо зарекомендовала себя в различных странах.

Важно понимать, что проект по созданию безопасного города нельзя рассматривать с позиции финансовой выгоды. Он является социально значимым, результатом его реализации будет обеспечение базовых потребностей общества в безопасной и комфортной жизни, это вклад в предоставление ценностей для населения. Поэтому его нельзя рассматривать как, например, проект по развертыванию базовых станций, где время возврата инвестиций можно подсчитать, зная количество абонентов, пользующихся услугами связи.

Эксперты подчеркивают, что для Узбекистана сегодня является крайне важным занять ключевое место в процессах развития высоких технологий КНР для формирования узбекско-китайского цифрового торгового хаба. Его создание позволит расширить экономические отношения двух стран, создать дополнительные условия для активизации процессов цифровизации в странах Центральной Азии и ускорить развитие Цифрового шелкового пути.

e4e0c13b-61c6-e011-afd6-3ed4aaa8c40c.jpg

Узбекистан при помощи Поднебесной намерен увеличить долю IT в ВВП

 

Будущее на пороге

Одна из главных инноваций за последнее время, которая способна полностью перевернуть финансовый мир, – внедрение цифрового юаня (e-CNY), который активно использовался во время Олимпиады-2022.

При этом важно понимать, что e-CNY не является аналогом криптовалюты вроде Bitcoin. Это электронный прототип обычного юаня и сам по себе он не является активом, в отличие от криптовалют. Эмиссией цифрового юаня занимается Народный банк КНР, при этом нескольким авторизованным коммерческим банкам позволено открывать электронные кошельки пользователям. Всего за время с начала использования e-CNY в тестовом режиме в Китае было создано более 140 миллионов персональных цифровых кошельков, а объем транзакций превысил 62 миллиарда юаней (9,7 миллиарда долларов).

Узбекистану стоит повнимательней присмотреться к опыту КНР в этом направлении, считает бизнес-коуч, специалист в области цифровой валюты, советник по финансовым вопросам Гульбахор Юлдашева.

«У этой технологии большие перспективы, так как она будет способствовать развитию финансового сектора, позволит интегрировать национальную цифровую валюту в мировой рынок. Самое главное, чтобы она была конвертируемая, то есть появились технологии, позволяющие мгновенно переводить деньги в валюту другой страны», – подчеркнула она.

По словам эксперта, разработка и внедрение в Узбекистане подобной национальной цифровой валюты поможет также избежать множества мелких и неудобных моментов с оплатой покупок в другой стране, таких как поход в банк или поиск международных банкоматов для обналичивания и конвертирования денег, магазинов и ресторанов, принимающих оплату через карту Visa.

85bd7c18-c33e-31a8-ff17-7088160f2f8b.jpg

Китайские девайсы – лидеры на потребительском рынке Узбекистана

 

«Чтобы пользоваться цифровыми деньгами, достаточно будет скачать мобильное приложение, и спокойно, как это сейчас делается в Китае, оплачивать товары и услуги с помощью цифровой валюты как в своей стране, так и в другой или переводить деньги с кошелька на кошелек без каких-либо ограничений из другой страны в нашу и обратно. Также внедрение национальной цифровой валюты будет одним из сдерживающих факторов роста инфляции», – подчеркнула она.

Новые инициативы

Во время недавнего онлайн-саммита лидеров Китая и стран Центральной Азии Шавкат Мирзиёев выдвинул ряд интересных инициатив, среди которых создание совместной платформы «Интеллектуального шелкового пути» на базе IT-парков.

Эксперт Международного института Центральной Азии Тимур Рахимов считает, что все эти инициативы для придания им эффективного характера важно реализовывать на основе применения передовых технологий.

По его словам, исходя из того, что КНР является одним из ключевых источников прямых инвестиций в экономики Центральной Азии, общий объем которых к концу 2020 года приблизился к 40 миллиардам долларов (в Казахстане – 21,4 миллиарда долларов, в Узбекистане – более 10 миллиардов долларов, в Кыргызстане – 4,6 миллиарда долларов, в Таджикистане – более трех миллиардов долларов), важное значение имеет привлечение китайского капитала в страны региона в комплекте с новыми технологиями и лучшими IT-решениями в сельском и водном хозяйстве, промышленности, машиностроении.

34f16501-a0bf-8a59-5cd9-c9aca59e5fb7.jpg

КНР – один из ключевых источников прямых инвестиций в технологичный сектор Узбекистана

 

«Это будет способствовать ускорению перехода на новые промышленные рельсы в странах региона, чтобы они могли совместно строить отвечающую современным требованиям цифровую и «зеленую» экономику», – подчеркнул он.

Собеседник также считает, что президент Узбекистана четко обозначил дальнейшие пути сотрудничества с Поднебесной в сфере высоких технологий. Это – цифровая экономика и торговля, внедрение электронного правительства, технологии блокчейн и искусственного интеллекта.

«Принимая во внимание заявленную на саммите позицию председателя КНР Си Цзиньпина о том, что ключами к успешному сотрудничеству между Китаем и пятью странами Центральной Азии являются взаимное уважение, добрососедство и дружба, солидарность и взаимная выгода, не возникает сомнений, что заинтересованными странами будут приложены необходимые усилия по развитию конструктивного взаимодействия. Об этом также свидетельствует принятое Совместное заявление, в котором главы государств отмечают наступление новой эпохи отношений между странами. Также в документе подчеркивается решимость на основе учета интересов друг друга совместными усилиями содействовать развитию стратегического партнерства, отличающегося насыщенным практическим содержанием и прочной дружбой между Китаем и странами Центральной Азии», – заключил эксперт.

 

Источник: https://podrobno.uz/cat/uzbekistan-i-kitay-klyuchi-ot-budushchego/indikatory-razvitiya-kak-it-sektor-prevratilsya-v-glavnuyu-tochku-dlya-rosta-v-otnosheniyakh-uzbekis/

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter