Не многие знают, что в тысячелетней истории взаимоотношений Узбекистана и Китая огромную роль сыграли выходцы из нашей страны, которые становились видными военачальниками и государственными деятелями в Поднебесной.
Одним из таких ярких исторических персонажей был Сеид Аджаль Шамсуддин.
Благодаря своим умениям, уму и упорству ему удалось стать губернатором провинции Юньнань, где он активно развивал образование и земледелие, а также фактически с нуля создал ирригационную систему.
В 2016 году в ходе визита в Узбекистан председатель КНР Си Цзиньпин, выступая в Законодательной палате, говорил о необходимости восстановления исторических связей между нашими странами, особо отметив роль Шамсуддина в налаживании и укреплении таких связей. Об огромном вкладе выходца из Бухары в китайскую историю говорит и тот факт, что его мемориал и место захоронения в 2019 году были включены в список национального культурного наследия КНР.
Путь лидера
Сеид Аджаль Шамсуддин родился в 1211 году в Бухаре в высокопоставленной семье хорезмийцев. Согласно преданиям, он вел свой род от Али ибн Абу Талиба, благодаря чему и именовался Сеидом. Его дед, командовавший кавалерией армии Хорезмшаха, сдался монголам, вручив им уникальные подарки, в том числе полосатых леопардов и белых соколов. Эти действия обеспечили безопасность его семье и позволили Сеиду Аджалю вступить в ряды элитных телохранителей Чингисхана, пройдя специальную подготовку и получив соответствующее образование, благодаря которым он смог претендовать на высшие посты в быстро расширявшейся мультикультурной империи.
Первую свою официальную должность он получил уже в 1229 году, когда он был назначен даругачи (представителем хана) в провинциях Фэнь, Цинь и Юннэй при хане Угэдэе. Через несколько лет молодой Сеид Аджаль возвысился еще больше, став яргучи (судьей) в регионе Чжунду, столице северных земель. В его обязанности входили регистрация населения, исчисление и распределение налогов, а также осуществление правосудия.
Своими действиями ему удалось заслужить доверие хана Хубилая, основателя государства Юань, благодаря чему Шамсуддин сделал блестящую карьеру. После ряда управленческих должностей в 1273 году он был назначен губернатором провинции Юньнань.
Дела на века
За весьма короткий период руководства провинцией Юньнань – всего шесть лет – он оставил глубокий след в истории своими благородными делами. Новый правитель провел перепись населения, реорганизовал администрацию, внедрил почтовую систему, развивал ирригацию и каналы, которые существуют и по сей день, внедрял новые агрокультуры и методы ведения сельского хозяйства. Все это привело к экономическому подъему провинции, которая до этого считалась отсталой и варварской.
Так, например, в 1276 году Сеид Аджаль Шамсуддин организовал сооружение плотины для контроля уровня воды на озере Дяньчи, расположенном рядом с городом Куньмин. В сезон дождей это озеро постоянно выходило из берегов, вызывая сильные наводнения и нанося огромный ущерб провинции и ее жителям. В дальнейшем гидротехническое сооружение было расширено и несколько раз модернизировано. Оно и по сей день является одним из главных водных источников для жителей региона. В знак благодарности у плотины были установлены величественный бронзовый бюст Шамсуддина и полотно, изображающее строительство плотины во главе с ним.
Еще один интересный момент: глава провинции активно занимался повышением уровня образования населения. Он построил первый в истории Юньнаня храм Конфуция, где обучалось множество молодых людей. Данное величественное сооружение и сегодня украшает Куньмин, вызывая восторг у жителей и гостей города. Кроме того, Шамсуддин создал систему сюэтянь, напоминавшую вакфы, – исламские благотворительные фонды. Благодаря ей доходы от участков пахотной земли шли на содержание школ. Кроме того, еще 55 школ он содержал на свое жалование, надеясь своим примером убедить других.
С именем Сеида Аджаля Шамсуддина также связывают развитие ислама в Юньнане. Он поддерживал местную мусульманскую общину, построил несколько мечетей.
Государственный деятель умер в 1279 году в возрасте 68 лет. В знак признания его заслуг хан Хубилай приказал сохранить его политику и начатые им проекты продолжались без изменений. Все пятеро его сыновей занимали руководящие посты в администрации, а новым губернатором был назначен старший сын Насируддин.
Внук Шамсуддина в 1365 году обратился с прошением на имя императора, чтобы ислам официально именовался по-китайски «чистая истинная вера», и это прошение было удовлетворено. К Сеиду Аджалю Шамсуддину возводят свой род многие мусульмане Китая, среди которых китайский адмирал Чжэн Хэ и ученый Юсуф Ма Чжу.
Мнения экспертов
Владимир Норов, исполняющий обязанности министра иностранных дел Узбекистана (цитата из выступления в 2020 году):
– По оценкам очевидцев и ученых, Сеид Аджаль Шамсуддин был поистине благородным и созидательным человеком, у которого была твердая воля, решительный и реформаторский дух. Его образ и созидательные дела могут содействовать налаживанию сотрудничества для проведения совместных исследований в целях возрождения былой славы Великого шелкового пути, исторических личностей и взаимосвязи наших стран и народов на пространстве ШОС.
В июне 2019 года мне представилась приятная возможность посетить сквер в историческом центре города Куньмин, в котором установлен мемориал с подробным описанием биографии и жизнедеятельности Шамсуддина, и место его захоронения за городом, где я еще раз убедился в том, что жители Куньмина и поныне хранят добрую память о нем. Примечательно, что за его могилой ухаживает пожилая пара по доброй воле вот уже на протяжении 30 лет.
Яо Цзидэ, Директор Отделения исследований Юго-Западной Азии Института международных отношений Юньнаньского университета:
– Традиции дружбы, взаимной поддержки и совместного развития, заложенные еще в древности, стали прочной основой современных взаимоотношений между нашими странами.
Сеид Аджал Шамсуддин, руководивший китайской провинцией Юньнань, был поистине благородным человеком с твердой волей, решительным, созидательным и реформаторским духом. Он познакомил местных жителей с передовыми методами ведения сельского хозяйства, привез семена различных культур, которые были проданы по льготной цене. Он изменил некоторые местные традиции, объединив многие этнические группы, жившие в регионе. Его смелые преобразования принесли большую пользу населению.
Он заложил основы того, что сейчас называется «Шанхайский дух» и подразумевает уважение к другим цивилизациям, защиту гармоничного сосуществования. Это воплощение мира, толерантности, взаимных обменов и уважения друг к другу.