Очерк: Совместное восстановление объектов архитектурного наследия в Узбекистане символизирует вековую дружбу между китайским и узбекским народами

В настоящее время наблюдается динамичное расширение взаимовыгодного сотрудничества между Китаем и Узбекистаном во многих сферах общественной жизни. Этому способствует традиционная дружба между китайским и узбекским народами, которая берет начало еще со времен Великого Шелкового пути. Сотрудничество между КНР и Узбекистаном проявляется не только в торгово-экономическом взаимодействии, но и охватывает гуманитарную сферу, и с каждым годом наполняется новым содержанием в результате практических усилий представителей двух государств.

В этом контексте совместная реставрация китайскими и узбекскими учеными и специалистами медресе /образовательное учреждение/ Амир Тура и мечети Хасан Мурад Кушбеги /Ичан-Кала, город Хива, северо-запад Узбекистана/, является примером успешного сотрудничества в этом направлении.

Корреспонденты Синьхуа недавно побывали в городе Хива и ознакомились с историческими достопримечательностями Ичан-Калы, а также посмотрели внешний вид и внутреннее состояние медресе Амир Тура и мечети Хасан Мурад Кушбеги после реставрационных работ.

Прежде всего, необходимо отметить, что в древности Хива, как и другие восточные города, делилась на три части: крепость — Куня-Арк, предместье — Дишан-кала и город — Ичан-Кала. Сегодня Ичан-Кала — музей под открытым небом, старая часть города, обнесенная крепостной стеной и преобразованная в государственный историко-археологический музей-заповедник. Началом строительства Ичан-Калы принято считать 1598 год. Именно в этом году из-за очередного изменения русла реки Амударьи столица хорезмского оазиса была перенесена из Гурганджа /Ургенча/ в Хиву.

Ичан-Кала обнесена массивной стеной, высота которой достигает от 8 до 10 метров, а ширина — от 5 до 6 метров. Стена имеет протяженность 2250 метров, если считать по ее внешнему периметру, и построена из кирпича, изготовленного из глины и высушенного под лучами солнца. На протяжении всей стены, ровно через каждые 30 метров возвышаются оборонительные башни, а сама стена оканчивается зубчатыми перилами, имеющими маленькие отверстия для ведения боя. Город имеет четверо ворот — по одним на каждой стороне света. Западные ворота — Ата Дарваза. Ворота Багча ведут в Ургенч, бывшую столицу Хорезма, ворота Палван открывают дорогу к Амударье и далее в восточном направлении, а ворота Таш — в южном направлении.

Ичан-Кала является единственным сохранившимся в Центральной Азии городом-памятником. Именно поэтому он признан «музеем под открытым небом». Напомним, Хива была включена в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО 12 декабря 1990 года. В 1997 году город отметил свое 2500-летие.

Именно здесь, на огромной территории в 26 га, сохранен экзотический образ восточного города. Больше всего привлекает внимание посетителей то, что Ичан-Кала не просто застывший город-музей, а живая, заселенная часть города. Здесь проживает до 1000 семей, в основном они занимаются ремесленничеством, трудятся в сферах туризма, малого бизнеса, общественного питания и в различных сферах услуг.

В Ичан-Кале сохранилось более 120 памятников архитектуры, среди них — медресе Амир Тура и мечеть Хасан Мурад Кушбеги.

По мнению китайского эксперта, вице-президента Китайской академии культурного наследия Сюй Янь, древний город Хива является жемчужиной на древнем Шелковом пути. Как всемирное культурное наследие, он имеет очень высокую историческую и культурную ценность.

«Медресе Амир Тура и мечеть Хасан Мурада Кушбеги оказались в самой серьезной опасности и требовалась квалифицированная реставрация с применением высочайших современных технологий. Ущерб будет непоправимым без немедленного полного восстановления зданий», — заявил он.

Говоря о процессе реставрации, Сюй Янь вспоминает, что работа китайской рабочей группы в основном состоялась из двух частей. Во-первых, защита и укрепление двух объектов и реставрация прилегающих к ним территорий. Во-вторых, реконструкция северных ворот древнего города и прилегающей к ним площади. Таким образом, реализация проекта длилась почти 3 года — с конца 2016 года и до конца 2019 года.

Необходимо отметить, что в процессе реставрации китайские специалисты придерживались принципов и концепции охраны международного культурного наследия. Были приложены все силы, для того чтобы сохранить первоначальный облик и историческую ценность культурных реликвий, максимально задействованы местные традиционные ремесла и материалы. Архитекторы стремились выполнить проект реставрации этих двух объектов на международном уровне.

Китайский ученый считает, что данный проект стал новым испытанием для китайской рабочей группы. Во-первых, он связан с объектами всемирного культурного наследия, а во-вторых, в древнем городе до сих пор проживает большое количество жителей. Поэтому при реставрационных работах необходимо было учитывать эффективную охрану и рациональное использование древнего города, были выполнены различные задания, представляющие большое значение.

«Данный проект стал новым ярким событием в сотрудничестве и гуманитарном обмене между двумя странами, в личностных отношениях между китайскими и узбекскими специалистами», — отметил вице-президент Сюй Янь.

Директор государственного музея-заповедника Ичан-Калы Шокир Мадаминов в нашей беседе более детально рассказал об узбекско-китайском взаимодействии в рамках восстановления объектов. «Проектно-сметная документация на реставрацию объектов культурного наследия — медресе Амир Тура и мечети Хасан Мурад Кушбеги — была подготовлена в декабре 2016 года», — отметил он.

По его словам, в 2017 году на этих объектах были проведены работы по укреплению, устранены трещины, образовавшиеся в результате осаждения стен, отремонтирована часть крыши и купола, устранены трещины на крыше.

В 2018 году были проведены полные ремонтно-реставрационные работы на внутренних и внешних стенах медресе и мечети, при этом был сохранен первоначальный вид помещений, восстановлена ганчевая штукатурка и балки. Фасадная часть мечети Хасан Мурад Кушбеги была оштукатурена, отремонтированы деревянные колонны в интерьере.

В 2019 году были благоустроены окрестности памятников, отреставрированы наружные стены. В частности, восстановлены каменные дорожки и отремонтированы прилегающие улицы. К концу года был полностью завершен весь комплекс ремонтно-восстановительных работ на этих объектах.

По мнению Ш. Мадаминова, строгий и кропотливый стиль работы китайской археологической экспедиции и использование китайскими реставраторами передовых технологий вызвали большой интерес и уважение. «В Ичан-Кале были проведены реставрационные работы и специалистами из других стран. Большинство экспертов считают, что китайские ученые и специалисты провели более качественную работу по сравнению с другими специалистами других стран. У нас есть еще множество достопримечательностей, которые требуют реставрации, в будущем мы можем продолжить сотрудничество с китайскими специалистами в этом направлении», — выразил надежду директор.

В нашей беседе местные жители Ичан-Калы очень положительно и с большой благодарностью отозвались о работе китайских специалистов. Одна из собеседниц Синьхуа, Гулиста Солаева, живет около медресе Амира Тура более 40 лет, здесь родились и выросли семь детей в их семье. «Мы гордимся, что живем рядом с этим уникальным архитектурным наследием наших предков. В то же время с неутомимой болью в сердце наблюдали за изменением состояния и внешнего вида этого здания. Это очень чувствовалось в последние десять лет, появились значительные трещины у стен. Постоянно жили напряженно, думая о том, что наши дети могут получить телесные повреждения, играя во дворе этого старинного здания. Мы с большой радостью встретили весть о начале реставрации медресе. Здесь почти три года работали специалисты из Китая. Они очень трудолюбивые, скрупулезно и дружно работали совместно с местными специалистами, были очень вежливыми в общении с населением, оставили очень добрые воспоминание о себе», — рассказывает она.

Восстановление медресе Амир Тура и мечети Хасан Мурада Кушбеги привело к росту их посещаемости местными и иностранными туристами, а также способствовало развитию семейного бизнеса людей, проживающих возле этих двух исторически ценных объектов. Один из наших собеседников, Нуриддин Болтабоев — 19-летний хозяин гостевого дома «Амир Тура», находящегося в непосредственной близости от одноименного медресе. По его словам, после восстановительных работ медресе Амир Тура стало более привлекательным для туристов, заметно возросла его посещаемость. «Мы давно живем в этом доме по соседству с этим медресе, здесь проживали наши деды и прадеды. В 2019 году открыли наш семейный гостевой дом под названием «Амир Тура». Пандемия коронавируса очень негативно повлияла на развитие нашего бизнеса, но в этом году мы опять восстановили работу гостевого дома, наш бизнес развивается нормально, надеемся на лучшие результаты», — отметил он.

На наш вопрос о планах на будущее Нуриддин Болтабоев ответил, что в этом году намерен поступить в высшее учебное заведение, получить образование в сфере гостиничного бизнеса. «Сам с детства увлекаюсь футболом, играл в различных местных детских, юношеских и молодежных командах. Хочу стать футболистом международного класса. Но это не помещает продвигать гостиничный бизнес», — поделился молодой предприниматель.

Источник: https://russian.news.cn/20220916/fc4033ce05704605bb65c210d1e2f5a8/c.html

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter