Как и другие страны мира, в последние годы Узбекистан уделяет большое внимание архитектурным сооружениям и зданиям, которые имеют историческое значение. Для финансирования этих задач выделяются значительные суммы из госбюджета. Для сохранения и защиты исторических достопримечательностей страны применяется паргаматический подход: две цели — охрана и сохранение исторических архитектурных сооружений и развитие предпринимательства — соединены, чтобы дать возможность населению заниматься частным и семейным бизнесом.
Недавно творческая группа Синьхуа в ходе посещения одного из центров мировой цивилизации, древнего города Хива в Хорезмской области, имела возможность убедиться в этом. Хива — город-музей и жемчужина Узбекистана, расположенная в пустыне. Когда-то здесь проходили караваны Великого Шелкового пути.
Каждый человек, местный или иностранец, приехав в Хиву, оказывается в настоящем средневековом городе, который поражает своим спокойствием и умиротворенностью. Мощеные улочки, глиняные мечети, искусные узоры и величественные крепостные стены произведут впечатление даже на самого требовательного туриста. Весь старый город входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Во многих исторических зданиях здесь находятся гостиницы и гостевые дома, рестораны, кафе, центры частного предпринимательства и бытовых услуг, торговые точки.
Журналисты Синьхуа разместились в гостинице, которая расположена в медресе /учебное заведение/ Мухаммада Амин-хана, в архитектурном памятнике, воздвигнутом в 1855 году на средства и по приказу хивинского правителя. Над зданием возвышается пять куполов и угловые башни. Фасад украшен богатым декором из глазурованного кирпича, деревянные двери изобилуют орнаментальной резьбой, майоликовая облицовка поражает растительными узорами, а над входом видна надпись на арабском языке: «Это прекрасное сооружение будет стоять вечно на радость потомкам». И действительно, сохранившее свой исторический облик здание даже спустя годы поражает жителей и гостей Хивы своим величием.
Разместившись в гостинице, группа Синьхуа поспешила ознакомиться с достопримечательностями древнего комплекса Ичан-Кала. Здесь развито ковроткачество, которое имеет тысячелетнюю историю. Почти на каждом шагу можно встретить магазины, которые предлагают различного размера ковры из хлопка, шерсти и шелка. Работа по ткачеству этих ковров выполняется в цехах и мастерских в исторических зданиях.
Центр ковров, который находится в медресе Якуб Ходжа, вызывает отдельный интерес у посетителей и зарубежных гостей. С 2001 года это медресе находится под защитой ЮНЕСКО. Тогда в этом здании был основан постоянно действующий выставочный и учебно-практический центр под названием Khiva Silk Carpet Workhop под эгидой ЮНЕСКО.
По словам 40-летнего мастера центра Сирожддина Саъдуллаева, здесь обучаются и практикуют ремесло ковроткачества. Весь производственный процесс — размотка коконов, изготовление красителей, окраска нитей и, наконец, ткание — протекает в центре. Все больше женщин и девушек овладевают навыками ковроткачества, знакомятся с традиционными рисунками. В качестве образцов используются рисунки старых туркменских или узбекских классических ковров. Молодые девушки осваивают ремесло ткачества ковров на вертикальных и горизонтальных станках. Мужчины в основном заняты работой по укладке шелковых волокон из натурального кокона, что считается сложной и тяжелой задачей. В центре постоянно организуются мастер-классы с участием знаменитых и опытных мастеров.
«Ковроткачество — традиционная профессия для нашей семьи, которая существует уже несколько сотен лет. Я занимаюсь окрашиванием шелковых ниток. Я хорошо помню, как наблюдал за этим процессом, когда мне было пять лет. Мой отец считался одним из лучших мастеров этой работы. Мы сами готовим натуральные красители местного происхождения — зеленые корки ореха, граната, марена /многолетнее травянистое растение/, живокость желтая /растение из семейства Лютиковых/. Шелковая нить идет и в основу, и в уток ковра. Готовый ковер необычайно тонок и одновременно прочен», — объяснил мастер.
Здесь можно увидеть многих иностранных туристов, которые с большим интересом наблюдают за ходом работы мастериц и с большой охотой покупают знаменитые хивинские шелковые ковры. «Качество работы ткачих очень высокое, но главное — это декоративная характеристика самого материала, за что шелковый ковер и ценится так высоко. Я купил ковры на память о поездке в этот древний горд», — сказал турист из Англии Ник Мегоран.
20 лет назад в здании медресе «Толиб махсум» был открыт ресторан «Заравшан». Владельцем этого заведения является местный предприниматель, 35-летний Отабек Машарипов. По его словам, когда его семья получила в аренду этого историческое здание, оно было в запущенном состоянии. «Мы своими силами и на свои средства привели его в порядок, очень осторожно, согласно рекомендациям специалистов провели коммуникационные, восстановительные работы для нормальной работы ресторана», — сказал он.
Ресторан в основном посещают иностранные туристы. В зале можно услышать речь на русском, английском, немецком, французском и других языках народов мира. Поэтому все сотрудники заведения, начиная от официантов до менеджера, владеют различными иностранными языками.
В меню включены разнообразные блюда узбекской национальной кухни, а также местные, хорезмские блюда. Зарубежные гости с большим удовольствием их пробуют.
За короткое пребывание в Хиве, музее «под открытым небом», мы лично убедились, что здесь до сих пор витает дух прошедших столетий — также как и сотни лет назад горожане спешат на базар за покупками, в своих мастерских работают ремесленники, а на улицах играют дети. Над старинными медресе и мечетями величественно возвышаются минареты.
По официальным данным, сегодня в Узбекистане на государственной охране состоят более 2 тыс. памятников архитектуры и свыше 4,3 тыс. археологических объектов. Международное признание получили такие исторические города, как Хива, Бухара, Шахрисабз и Самарканд, включенные в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. За грамотной реставрацией и сохранением их средневекового зодчества, ставшего достоянием мировой общественности, помимо ЮНЕСКО, наблюдает также Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест.
Источник: http://russian.news.cn/20221212/f877da76fd644c3481b047fd1558e720/c.html