Прошедший в октябре прошлого года в Пекине ХХ съезд компартии Китая был крайне важен для страны, ведь именно в его ходе определялись контуры новой модели развития экономики и промышленности, а также планы по тому, как китайские власти намерены преодолевать глобальные проблемы и возникающие вызовы.
Еще один принципиальный момент – многие страны берут пример с Поднебесной, изучают ее опыт и частично пытаются его повторить. Именно поэтому в мире пристально следили, в какую сторону двинется одна из крупнейших экономик мира. Глава КНР Си Цзиньпин расставил все точки над «и»: страна не будет закрываться и продолжит активно развивать международные связи, однако ставка будет сделана на достижение технологического и научно-технического суверенитета.
Собственный путь
Сегодня опыт КНР говорит всему миру, что западная модель – это не единственный способ государственного управления и модернизации. Каждая страна должна выбирать свой собственный путь развития. Поднебесная не будет импортировать модели других стран, а также не планирует экспортировать или принуждать другие государства копировать ее у себя.
Социалистическая система КНР возникла не на пустом месте. Она была разработана в социальном и культурном контекстах страны за тысячи лет истории, что стало решающим в успехе социализма с китайской спецификой. Председатель КНР Си Цзиньпин не раз говорил, что для руководства страной с таким большим населением и непростыми национальными условиями чиновники должны осознавать реалии своей страны и чаяния народа. Им необходимо относиться к своим обязанностям максимально трепетно, как будто они идут по тонкому льду или стоят на краю пропасти. Управленцы не должны переусердствовать или же ослабить свои усилия. Руководящий принцип – поиск прогресса на фоне стабильности для экономического развития.
Создавая новую модель развития на перспективу, Китай придает большое значение инновациям как движущей силе национального развития. Он поставил цель – создать страну с сильной научно-технической культурой, а также инновационной стратегией развития. Инновации будут сосредоточены в четырех основных областях: исследование глобальных научно-технических рубежей, обслуживание основных секторов экономики, удовлетворение основных национальных потребностей и улучшение жизни и здоровья.
Очерчивая новую модель социально-экономического развития КНР в ходе XX съезда, генсек КПК выделил несколько базовых принципов. Прежде всего, он подтвердил, что Китай при построении «процветающего социалистического государства» не намерен «уходить» в плановую экономику советского образца. «Рыночные механизмы продолжат играть решающую роль в экономическом развитии, при этом будет повышаться эффективность правительственного макрорегулирования», – сообщил Си Цзиньпин.
Важным стало подтверждение приверженности запущенной более 40 лет назад политике реформ и открытости. В частности, была подтверждена готовность Китая в дальнейшем развивать взаимодействие с зарубежными партнерами и не возводить барьеры в торгово-экономическом сотрудничестве. Принципу открытости следует и довольно молодая стратегия «двойной циркуляции», лежащая в основе новой парадигмы китайского экономического развития. Она предполагает «опору на национальную экономику при обеспечении положительного взаимодополнения внутреннего и внешнего экономических циклов».
Ключевой игрок
Китайские ученые заняты исследованиями в самых разных областях, подчас далеко за линией горизонта, от миссии ровера на Марс до погружения в Марианскую впадину – самое глубокое место на Земле. Это свидетельствует о том, что страна становится ключевым игроком в сфере глобальной науки и технологий.
В сентябре китайская миссия «Тяньвэнь-1» на Марс получила ежегодную награду Международной астронавтической федерации за космические достижения. Эта миссия стала для Китая первой, где были объединены в одном запуске выход на орбиту, посадка и развертывание вездехода. В результате Поднебесная стала второй страной в мире после США, чьи аппараты успешно приземлялись на Марсе, а сама миссия ознаменовала собой значительный шаг вперед в программе исследования космоса КНР.
Не менее впечатляющими были и успехи в изучении подводного мира. В прошлом году беспилотный подводный аппарат «Хайдоу-1» достиг новых глубин в Тихом океане, побив несколько мировых рекордов и погрузившись на глубину 10 908 метров, непрерывно работая в течение восьми часов и преодолев расстояние около 14 километров.
В целом в прошлом году Китай потратил на исследования и разработки рекордные 2,79 триллиона юаней, что на 14,2 процента больше, чем в 2020 году. При этом, по данным Национального бюро статистики КНР, инвестиции в фундаментальные исследования достигли 169,6 миллиарда юаней.
Количество китайских патентных заявок, поданных в соответствии с Договором о патентной кооперации, также увеличилось с 19 тысяч в 2012 году до 69,5 тысячи в 2021-м, что делает страну лидером в мире третий год подряд. В результате в Глобальном инновационном индексе, публикуемом Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Китай поднялся с 34-го места в 2012 году на 12-е место.
За последнее десятилетие Китай установил партнерские отношения в области науки и техники с более чем 160 странами и регионами, запустил совместные исследовательские проекты в области изменения климата, продовольственной безопасности, здравоохранения и других областях. Так, например, в развитии технологий высокоскоростных железных дорог Китай за последние три десятилетия превратился в лидера и готов делиться своими знаниями и опытом с другими странами. Международные проекты, в которых страна уже участвовала, включают высокоскоростную железную дорогу Джакарта – Бандунг в Индонезии, Китайско-Лаосскую железную дорогу и железную дорогу Белград – Будапешт, которая связывает Сербию и Венгрию.
Нидерландская организация по оценке технологий Института Ратенау отмечает, что Китай – это «научная сверхдержава в процессе становления». «Китай догоняет и даже обгоняет ЕС благодаря впечатляющему росту инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В 1996 году Китай с точки зрения инвестиций в НИОКР был на том же уровне, что и Нидерланды, но уже в 2020 году его общее финансирование этой сферы было выше, чем у 27 стран ЕС, вместе взятых. Также в Китае самое большое количество исследователей и научных публикаций в мире, и это число растет быстрее, чем в ЕС и США», – говорится в публикации института.
В целом за последние десять лет количество национальных инновационных демонстрационных зон в Китае выросло с 3 до 23. При этом число высокотехнологичных предприятий увеличилось с 49 тысяч до 330 тысяч в 2021 году. Если вбить в навигатор на территории КНР слово «инновации», он выдает более 50 тысяч адресов. За последнее десятилетие инновационные проекты охватили все провинции и города страны.
Беспрецедентное значение, придаваемое государством фундаментальным исследованиям, привело к ускоренному развертыванию крупных научных проектов. Китай показывает впечатляющие темпы строительства высокоскоростных железных дорог, мобильной сети 5G и других масштабных проектов. Мощный прорыв сделан в области пилотируемой космонавтики, исследованиях Марса и Луны. Темпы производства автомобилей на новых источниках энергии и новейших дисплеев занимают первое место в мире. Инновации для Китая – это не просто красивое слово, а конкретные достижения и яркий маяк в будущее.
Фундамент для достижений
В недавно опубликованном докладе Государственного статистического управления КНР отмечается, что в период с 2013 по 2021 год среднегодовой вклад Китая в мировой экономический рост превысил 30 процентов. По этому показателю страна заняла первое место в мире.
Согласно докладу, после пересчета валют на основе среднегодовых обменных курсов совокупный объем экономики Китая в 2021 году составил 18,5 процента от общемирового объема. Этот показатель стал вторым в мире и вырос на 7,2 процентных пункта по сравнению с 2012 годом. С 2013 по 2021 год валовой внутренний продукт Китая ежегодно увеличивался в среднем на 6,6 процента, что выше средних темпов роста мировой экономики и экономик развивающихся стран, составивших соответственно 2,6 и 3,7 процента.
В прошлом году ВВП на душу населения в Китае достиг 80 976 юаней, после вычета ценового фактора рост по сравнению с 2012 годом составил 69,7 процента. Также за последнее десятилетие в Китае улучшилась экономическая структура, а рост стал более скоординированным. При этом добавленная стоимость, созданная в обрабатывающей промышленности, с 2012 года увеличилась на 74,3 процента.
Кроме того, отмечено, что в 2021 году общий объем китайской торговли товарами и услугами достиг 6,9 триллиона долларов. Китай по этому показателю продолжает занимать первое место в мире. Авторы доклада указывают, что Китай стремится к более инклюзивному росту, чтобы достижения развития приносили пользу всему народу, ведь это одна из главных целей компартии.