В современном мире культурно-историческое наследие стало, помимо прочего, настоящим брендом. Ведь ценности с богатой историей уникальны, они выдержали проверку временем, легко узнаваемы.
Это явление закономерно, подобный подход всецело оправдан. С той оговоркой, что формируемые образы созвучны с достоверными источниками, документами, сведениями без смещения в ту или иную сторону.
Один из таких всемирно известных исторических брендов — Великий шелковый путь. Его исключительная популярность объясняется огромным значением для региона и континента, развития цивилизации в целом.
В годы независимости изучение, сохранение исторического наследия Узбекистана обрело особый смысл, а маршруты Шелкового пути, как известно, неотъемлемо связаны с нашей страной. О том, какая роль была отведена древним городам Узбекистана на первой транспортной артерии между Востоком и Западом, учитывая не только экономическую, но и культурно-гуманитарную составляющую, рассказал старший научный сотрудник-исследователь Института истории Академии наук Узбекистана Мухтар ШАМСИЕВ:
— Действительно, во всем мире возрастает интерес к Великому шелковому пути. По сути его можно рассматривать как первый проект по глобализации торгово-экономических отношений, что объясняет ценность изучения исторического опыта. Кроме того, никуда не делись и веками формировавшиеся связи, согласно которым многие государства с тех самых пор сотрудничают в разных направлениях. Огромная значимость Великого шелкового пути, воздействие на целые цивилизации побуждают людей науки глубже изучать его историю, открывать все новые грани.
Ученые нашей страны издали по данной теме множество научных работ и сборников, статей. Вместе с тем данное направление полностью еще не изучено. Ряд древних документов, артефактов того периода, свидетельствующих о роли народов, населявших наш регион, территорию современного Узбекистана, в становлении и развитии Великого шелкового пути, а также о вкладе в развитие экономических и культурных связей между древними государствами, влиянии на их народы и этносы, ждет своих исследователей. Но уже имеющиеся сведения позволяют уверенно утверждать, что именно здесь, через нынешний Узбекистан, проходили ключевые маршруты глобальной транспортной артерии.
— С чего и когда все началось?
— Существуют данные, подтвержденные рядом исследований, о том, что история торговых путей в регионе насчитывает несколько тысячелетий. Во все времена всестороннее развитие народов было сопряжено с налаживанием транзитных и торговых маршрутов. За много столетий до нашей эры на большей части Средней Азии начали стремительно развиваться отношения между народами. Как известно из исторических источников, уже в бронзовом веке наш регион связывался торговыми путями с соседними. Среди маршрутов так называемый Лазуритовый путь, по которому самоцветы из Центральной Азии доставляли в Иран, Месопотамию и Египет, Шахская дорога эпохи ахаменидов, а также другие маршруты.
Если ссылаться на древние рукописи, то начало функционирования Великого шелкового пути относится ко второй половине II века до нашей эры, когда китайский дипломат и путешественник Чжан Цзянь впервые открыл для Поднебесной Западный край — страны Средней Азии. Тем самым, как считает академик Эдвард Ртвеладзе, были соединены в одно целое две великие дороги, шедшие прежде в неведомые земли. Одна — с запада из стран Средиземноморья, пройденная эллинами и македонянами при походах Александра Македонского и селевкидов, другая — с востока из Ханьской империи, разведанная Чжан Цзянем, который прошел эту область с севера на юг через Давань (Фергану), Кангюй (Среднеазиатское Двуречье) и Бактрию.
Китайского путешественника ждало внушительное по тем временам зрелище: только в Ферганской долине он насчитал более 70 городских поселений. Здесь было развито ремесло и земледелие, а их жители вели торговлю с Индией, Ближним и Средним Востоком, а также с Грецией и Римом. Чжан Цзянь обо всем доложил императору, а также рассказал об увиденных поразительной красоты и стати лошадях, посоветовав наладить отношения с правителями этого края. В 121 году до нашей эры по Великому шелковому пути отправился первый караван, навьюченный шелком и бронзовыми зеркалами. Пунктом его назначения был Ферганский оазис.
Кстати, всем знакомое, ставшее брендовым название трансконтинентальной дороги — Шелковый путь, — стало устоявшимся по историческим меркам сравнительно недавно. Этот термин (по-немецки «Seidenstrassen») ввел в научный обиход географ Фердинанд фон Рихтгофен в 1877 году. Именно шелк, как отметил другой немецкий ученый Альберт Херманн, был основным товаром, познакомившим два разных мира — Запад и Восток.
— Какую роль играли древние города и области Узбекистана на торгово-экономических маршрутах того времени?
— Великий шелковый путь имел громадное значение для своей эпохи. Начинаясь с китайского Сианя и проходя через Восточный Туркестан, Среднюю Азию, Иран, Месопотамию до самого Средиземного моря, он обладал протяженностью без малого 12 тысяч километров. А наш регион располагался в самом его центре.
На заре нашей эры дорога соединяет могущественные империи, чьи владения простирались от Британских островов на западе и до Тихого океана на востоке. В то время в Средней Азии формируются прообразы нынешних логистических центров — караван-сараи. Многие купцы не проходили весь путь из Китая в Европу полностью, что заняло бы у них долгие месяцы, а занимались транзитными поставками, выменивая товар у партнеров. Часто торговцы закупались, к примеру, в Самарканде, Термезе, о чем, в частности, говорят следы привозных товаров, найденных во время раскопок. В Фергане и прилегающих районах найдены древние китайские монеты «у-шу», которые были в обращении со второго века до нашей эры, а также чеканившиеся позже монеты династии Тан. Последние, по мнению ученых, были в ходу на рынках Средней Азии, а ареал их обращения свидетельствует о том, что через этот регион проходила главная трасса Великого шелкового пути.
Древние города и области, располагавшиеся на территории современного Узбекистана, превратились не только в центры транзитной торговли, но и развитого по тем временам производства. К примеру, Чач — нынешний столичный регион — в раннее Средневековье стал крупнейшей рудно-металлургической областью Средней Азии, где добывали благородные и цветные металлы, железную руду, извлекали самоцветы. По сведениям современников, Чач поставлял в другие края высококачественные шерстяные ткани, прекрасно выделанную кожу, знаменитые боевые луки и стрелы, седла, пользовавшиеся большим спросом у воинов степей и городов, колчаны, коврики, покрывала, меха и шкуры, меховую одежду, хлопок, коконы шелкопряда, лен и льняное семя, железные ножницы и иглы, зерновые продукты, глазурованную керамическую посуду.
В эпоху Средневековья активно развиваются города, налажены торговые связи со странами Запада, в том числе Южной и Восточной Европой, а на востоке — с Танским Китаем. Позже в регион пришло новшество — шелкопрядство, но и без того здесь было что предложить соседям, всему миру. Как писал академик Юрий Буряков, и в сухих летописных строках, и в эмоциональных повествованиях купцов и путешественников прослеживается восхищение богатствами ремесленной и сельскохозяйственной продукции областей Мовароуннахра. Например, географ Истахри о городах региона писал, что здесь увидишь изобилие фруктов больше, чем во всех странах света, железа — больше потребности жителей, и отмечал, что ртути, золота и прочего больше всего производится в Мовароуннахре. О масштабах торговли, к примеру, может говорить найденный близ современного Чиназа клад саманидских дирхемов — ни много ни мало 12 килограммов высокопробного серебра. Существенный расцвет Великого шелкового пути пришелся и на правление Амира Темура, когда на всех дорогах была обеспечена безопасность, а в городах его обширного государства собирались ученые, архитекторы со всех уголков земли. Сахибкиран создал благоприятные условия для бурного развития ремесленного дела. Роль нашего региона не только как перевалочного пункта в трансрегиональной торговле, но и как производителя высококачественных товаров существенно возросла.
— Расскажите о гуманитарной составляющей Великого шелкового пути.
— Соединивший цивилизации тракт стал причиной установления широких экономических, гуманитарных связей между Западом и Востоком. Обогатилась культура народов, развилось сотрудничество. Этот путь служил миру.
Удобное географическое положение способствовало, по мнению историков, тому, что Средняя Азия стала эпицентром важнейших этнических процессов — миграции народов, активного взаимодействия культур. Благодаря Великому шелковому пути велась кипучая деятельность: осуществлялись масштабные торговые операции, заключались дипломатические договоры и союзы. Народам Средней Азии, как считает Эдвард Ртвеладзе, принадлежит выдающаяся роль в распространении буквенного письма и мировых религий, а также многих культурных и технических достижений. Совокупность факторов позволяет говорить, что Великий шелковый путь не просто караванный тракт, а многофункциональное уникальное в истории Евразии явление, степень влияния и воздействия которого на многие стороны ее существования была огромной. По мере развития Шелкового пути стало традицией направлять послов в разные страны и обмениваться подарками. Усилилось влияние восточной культуры на западную, и наоборот.
06.05.2016